Меню
Бесплатно
Главная  /  Закуски  /  Китайские традиции чаепития. Воспевание чая – китайская церемония Гунфу Ча

Китайские традиции чаепития. Воспевание чая – китайская церемония Гунфу Ча

Гун Фу Ча (кит. Kung Fu Cha, Gong Fu Tea, Gong Fu Ch, искусство чаепития) – процесс приготовления китайского чая. Название китайской чайной церемонии Гун Фу Ча происходит от слов чай (кит. cha) и Кунг Фу (кит. Kung Fu) — восточного единоборства. Kung Fu в китайском языке имеет много значений: усердная работа, старание, уровень мастерства, следовательно настоящая китайская церемония чаепития включает в себя все выше перечисленные навыки и умения.

Чайное мастерство Гун Фу Ча начало развиваться в золотой век чая при династии Сун (960-1279 гг.) и позднее с развитием чайной культуры распространилась во многих областях Китая, в особенности в провинциях Фуцзянь, Гуандун и острове Тайвань. Секрет Гун Фу Ча состоит из многих слагаемых: чайного мастера и его гостей, приятной спокойной обстановки, правильно подобранной чайной посуды, утвари, чабани, хорошей воды и конечно же чая. Мастерство приготовления чая также зависит от его количества, температуры воды и времени заваривания.


Традиционная чайная церемония Гун Фу Ча является способом выражения отношений между людьми. Уважение, знание, усердие, трудолюбие, чувства перетекают от одного участника чаепития (хозяина, чайного мастера) к другому (гостю). В приготовлении чая хозяин проявляет заботу, уважение, тем самым подчиняя себе свое эго, гость в свою очередь учится принимать доброту, благо и выражать благодарность и признательность.

Какой тип чая подходит для заваривания методом Гун Фу Ча?

Гун Фу Ча традиционно используется для заваривания улунов (Те Гуань Инь, Алишань, Дун Дин, Да Хун Пао, Фэн Хуан Дань Цун, Женшень улун и пр.)

Чайная посуда для Гун Фу Ча
  • 1. Для заваривания улунов лучше всего подходят чайники из исинской глины (кит. Ча Ху). Керамические исинские чайники надолго сохраняют тепло горячей воды, необходимой при заваривании улунов и способствуют полному раскрытию аромата скрученных чаинок. Для заваривания улунов может также использоваться гайвань.
  • 2. Чайные пары Вэн Сян Бэй и Пин Мин Бэй. Из высокой чаши Вэн Сян Бэй, вдыхается аромат чая, низкая чаша Пин Мин Бэй предназначена для чаепития. Подставка Ча Тоу объединяет пары в единой целое.
  • 3. Ча Хэ — чаша для знакомства с чаем.
  • 4. Ча Хай (море чая) или Гундаобэй (чаша справедливости) для переливания чая из чайника. Чахай необходим для равномерного распределения крепости настоя.


  • 5. Ча Люй – ситечко для процеживания настоя от мелких чаинок.
  • 6. Чачи (пруд чая) или Чачуань (чайная лодка) — сосуд для питания чайника горячей водой.
  • 7. Чайные инструменты Ча Цзюй. Использование инструментов определяет умения настоящего чайного мастера. Ча Цзюй состоит из чайного совка Чачи, иглы для чистки носика чайника – Чацзань, щипцов Цзяцзы и воронки Часяньло, используемой для пересыпания чая в чайник.
  • 8. Ян Ху Би – чайная кисточка
  • 9. Чайный столик, чайный поднос (кит. Чабань) необходимый для удобства в расположении посуды, утвари, а также слива воды и остатков чая.
  • 10. Термос с горячей водой.
Как заваривать улун в чайной церемонии Гун Фу Ча

Приготовление
Перед началом чаептия необходимо подготовить всю выше перечисленную посуду и чай, вскипятить воду и слить в заранее прогретый термос. Температура заваривания улунов 95°С. Объем чайника или гайвани должен соответствовать количеству участников чаепития. Налить кипяток в чайную посуду и оставить на 1-2 минуты для прогревания.

Заваривание (кит. gao chong di zhen)
После демонстрации чайных листьев гостям, чай засыпается в чайник из исинской глины, закрывается крышкой и слегка встряхивается. Чайный мастер может открыть чайник и предложить гостям почувствовать аромат чуть увлажненных листьев. На следующем этапе чай заливается кипятком доверху и вновь закрывается крышкой. Вода может стекать в сосуд Ча Чи (Чачуань), либо в поддон чабани. Первая заварка не пьется и служит проливкой для чая. Благодаря этому сильноскрученные чаинки улунов омываются от мелких примесей и слегка набухают. Горячая вода из пиал сливается на чайник для его дополнительного обогрева. После проливки чай сразу же заваривается снова. Вторая заварка длится около 20-50 секунд и зависит от типа и качества улуна. Аромат чая может рассказать о процессах его обработки и возрасте. Эта информация помогает чайному мастеру понять, как заваривать улун. Мастерство заваривания требует терпения и усердия. Обучение чайного мастера в Китае может занять несколько лет.


Заваренный настой сливается в высокую чашу Вэн Сян Бэй и накрывается маленькой чашей Пин Мин Бэй. Далее одной рукой обе чаши переворачиваются и ставятся на подставку Ча Тоу. Из чаши Вэн Сян Бэй вдыхается аромат чая и только потом маленькими глотками пьется из чаши Пин Мин Бэй. Хороший качественный чай должен оставлять глубокое обволакивающее послевкусие во рту (кит. Lau Mei).


Чайный мастер вновь открывает чайник и предоставляет гостям возможность почувствовать аромат раскрывшихся чайных листьев. Традиционно гостям предлагается понюхать крышку чайника, так как пронзительный аромат улунов внутри чайника оставляет свое нежное сладковатое благоухание на крышечке. Подобным действием тестируется качество чая. Процесс заваривания повторяется, увеличивается лишь время настаивания. Вторая, третья заварка наиболее раскрывают вкус улунов. Чай заваривается до полного исчезновения аромата, вкуса и цвета настоя. Китайский улун в зависимости от сорта можно заваривать от 3 до 8 раз.В завершении церемонии чайные листья вынимаются из чайника и демонстрируются гостям. Участники чаепития могут посмотреть величину раскрывшихся листьев, оценить их аромат, тем самым оказать дань уважения чаю и чайному мастеру. После окончания чаепития вся чайная посуда тщательно промывается и сушится на чабани.

Ноя 12, 2017

С давних времен в Китае существует перечень вещей, «потребных ежедневно». В нем 7 позиций, одну из которых (наравне с дровами, солью, рисом, соевым соусом, уксусом и маслом) занимает чай. Его пьют дома и на официальных мероприятиях, встречают этим напитком высоких гостей, используют в буддизме для проведения различных ритуалов и в медицине как лечебное средство и даже противоядие.

В китайской культурной традиции чайная церемония (она называется Гунфу Ча ) имеет большое значение. Ее принципы, главный из которых – восхищение вкусом напитка, были заложены несколько тысячелетий назад и претерпели за это время не так уж много изменений.

По примеру Гунфу Ча чайные ритуалы появились в разных странах мира, везде – со своими особенностями и национальным колоритом. Кстати, даже в самой Поднебесной чайная культура отдельных провинций имеет свои характерные черты, однако неизменным является благоговейное отношение к напитку.

Также у нас есть отдельная публикация по видам элитного китайского чая — по .

История и философия

Истории чайной церемонии посвящены многочисленные монографии. Большинство авторов поддерживают версию о том, что своей популярности чай обязан монахам. Этот напиток они употребляли во время общения друг с другом, когда подолгу обсуждали важные, в том числе и «ученые» темы. Так родились и сам ритуал, и его философия, которая побуждает участников настроиться на «внутреннюю волну», на положительные эмоции , искать и находить ответы на самые важные вопросы внутри себя и одновременно наслаждаться ароматами напитка и эстетической составляющей ритуала.

Как правило, в нем участвуют и новички, поэтому чайная церемония предполагает наличие некоего руководителя, который не просто разливает напиток по чашкам, но и помогает создать необходимую атмосферу – действует мягко, но уверенно, заботится о том, чтобы гости не мешали друг другу громкими разговорами, а имели возможность погрузиться в свои мысли.

К ритуалу, каков он сегодня, в Поднебесной пришли не сразу . Даже с заваркой экспериментировали довольно долго: сначала листья варили, получая в итоге «ароматную кашу», потом придумали листья прожаривать, делать из них муку и заливать кипятком, позже отработали технологию изготовления плиточного чая.

Одной из изюминок ритуала стало так называемое «сравнение чаев»: участники этого действа взбивали палочками напиток, приготовленный из размолотых в пыль листьев, до образования пены. Тот, у кого она оказывалась более плотной и красивой, становился победителем.

Ближе всего к сегодняшним ритуалам — чаепития, проходившие в XIV-XV веках , в годы правления династии Мин. В этот же период зародилась традиция использовать для них особые виды посуды, в частности — чашки под названием «гайвань» (ими пользуются до сих пор), которые, помимо своего прямого назначения, служат также заварниками.

Культура чаепития в Китае

«Гунфу Ча» в переводе на русский означает «высшее мастерство чаепития». Задача церемонии – помочь человеку насладиться достоинствами напитка. Их, как подсчитали въедливые китайцы, четыре:

  • цвет чая;
  • форма чайных листьев;
  • вкус напитка;
  • аромат.

Посуда

Уже упоминавшаяся чашка гайвань обходится без ручки, однако дополнена крышкой (символ неба) и блюдцем (символ земли). Непосредственно чашка олицетворяет собой человека, который твердо стоит на земле, под защитой неба . Крышка и чашка образуют между собой щель, через которую человек разливает напиток гостям или пьет сам.

Важно, чтобы и крышка, и блюдце были для гайваня «родными», то есть имели бы один и тот же узор (разрозненные элементы от разбившейся посуды соединять нельзя), только в этом случае они становятся своеобразным символом родного очага.

Объем чашки – 100-350 мл. Количество необходимых гайваней определяется по числу участников чайной церемонии.

Чайник для заваривания называется исинь, так как в старину этот вид посуды изготавливали из особой фиолетовой глины, добываемой близ города Исин. Этот материал был выбран потому, что после обжига он приобретал пористую и одновременно жесткую структуру, а потому служил долго , а главное – позволял чаю «дышать».

Другие атрибуты и принадлежности, без которых невозможен китайский ритуал:

Вода

Лучшей считается вода родниковая, и в этом тоже – дань традиции, большой философский смысл: такая вода рождается в сердце земли, поэтому приготовленный из нее напиток наполнен жизнью, одухотворен. Однако не всякая родниковая вода может быть использована. Плохо, если она слишком мягкая, не содержит достаточного количества минеральных солей. Недопустимо, если у воды имеется какой-то свой запах или неприятный вкус.

Кипятят воду в котле, причем только 1 раз, до нужной температуры. Дополнительный подогрев является нарушением традиции. Для разных видов чая обеспечиваются разные условия: для достаточно 95 градусов, для пуэра требуется 100. Опытный мастер определяет нужный момент «на глазок» (по размеру образующихся на поверхности пузырьков) и на слух (в закипающей воде он должен услышать «шум ветра в соснах»).

Музыка

Проведение церемонии невозможно без музыки. Правильно подобрать ее – настоящее искусство. Она должна быть ненавязчивой, медленной, по звучанию близкой к классическим китайским музыкальным инструментам.

Также приветствуется вариант, когда в музыкальном произведении слышатся щебет птиц, журчание воды, шелест листьев в лесу. В этом случае уместно наполнить помещение легким, едва уловимым ароматом лаванды или жасмина.

Предметы интерьера

Проводить чайные церемонии рекомендуется в помещении, оформленном в пастельных тонах, с зелеными и коричневатыми оттенками. Солнечный свет должен быть рассеянным, обязательно – легкое движение воздуха, который (оказывается, и в этом имеется свой смысл) будет добираться до каждого уголка человеческой души, помогать ей раскрыться.

Что касается интерьера, то здесь предпочтение отдается минимализму : бамбуковые циновки, низенький стол и больше ничего. Стол, правда, должен быть большим, чтобы места вокруг него хватило всем участникам, а сервиз и необходимые предметы располагались бы свободно, не создавая ощущения тесноты.

Для организатора церемонии предусмотрен чабань – небольшой столик, внутри которого имеется поддон, чтобы сливать лишнюю воду. На чабань иногда ставят фигурки из особой глины, которая меняет цвет в зависимости от изменения температуры воды.

Виды церемоний

Помимо классической Гунфу Ча, сложились и другие традиции проведения чайных мероприятий. Среди наиболее популярных:

  • Гун фу ча – главным «героем» церемонии является какой-либо один конкретный сорт;
  • Хэ ча – участники чаепития пробуют разные сорта чая;
  • Пин ча – участники церемонии знакомятся с большим разнообразием сортов, а среди гостей присутствуют опытные дегустаторы, которые делятся своими впечатлениями;
  • Лу Юя – напиток готовится на открытом огне, к чайным листьям добавляют целебные травы.

Приготовления к мероприятию

Чтобы чайная церемония прошла на достойном уровне, к ней должен готовиться каждый из ее участников, настраиваясь на нее эмоционально, стараясь отрешиться от окружающей суеты, больших и малых проблем.

Важно, чтобы все собравшиеся гости были друг другу симпатичны , располагали бы достаточным временем и не смотрели то и дело на часы, боясь куда-то опоздать. Непосредственно перед церемонией нужно отключить мобильный телефон.

Чайный мастер перед приходом гостей должен создать в помещении, где проходит церемония, необходимую обстановку, убрать все лишнее, красиво расставить набор посуды и аксессуары.

Проведение китайской чайной церемонии

Описание чайного действа включает несколько этапов, очередность которых нельзя нарушать, поскольку в каждом заложены определенные символы.

Этап 1. Исинь и гайвани надо согреть, заполнив их примерно на треть кипятком. Через 2 минуты воду сливают.

Этап 2. Оценка качества чая: участники церемонии знакомятся с заваркой, которая насыпана в специальную чайную коробочку. Передавая ее друг другу, каждый делает 3 вдоха, а выдыхает (так требует традиция) – на листочки чая: тепло человека их согревает и аромат становится ярче.

Этап 3. Чайный мастер отмеряет необходимое количество чайных листьев с помощью специальной бамбуковой ложки и высыпает их в исинь. Традиционная норма – 15 г заварки на 150 мл воды.

Этап 4. Он называется «промывание высокой струей». Воду (кипящую или согретую до определенной температуры, как того требует тот или иной сорт чая) наливают в исинь, заполняя его до краев. Струйка должна быть тонкой и литься с высоты от полуметра до 70 сантиметров.

Этап 5. С помощью фарфоровой ложки из исиня убирают всплывшие листочки и образовавшиеся пузырьки. Закрывают исинь крышкой на пару минут, а затем выливают жидкость в специально подготовленную посуду. Этот чай не пьют.

Этап 6. Вновь заполняют исинь водой. На этот раз струя должна быть сильной, а высота падения воды – от 10 до 15 см.

Этап 7. Мастер повторяет действия 5-го этапа с той разницей, что закрывает исинь крышкой не на пару минут, а всего на 20-50 секунд. После этого напиток готов к употреблению.

Разливают чай по гайваням непосредственно из исиня (в тайваньской традиции – из кувшина ча-хай). Делает это хозяин дома, где собрались гости, либо чайный мастер, если церемония проходит в ресторане.

В тайваньском варианте используется чайная пара, состоящая из двух чашек. Здесь свобода похозяйничать предоставляется самим гостям: они могут налить из гайваня немного напитка в высокую чашку и оценить его аромат, а в низкую – чтобы оценить вкус напитка и его цвет.

Заваривать чай разрешено многократно: улун – от 4 до 8, пуэр – до 16. Подробнее о том, как правильно заваривать чай пуэр мы писали . А выпивают собравшиеся как минимум по 7 чашек:

  • чашка 1 – знакомство с напитком;
  • 2 – возможность расслабиться и отбросить, если они были, негативные эмоции;
  • 3 – заряд бодрости;
  • 4 – ощущение покоя;
  • 5 – очищение тела;
  • 6 – ясность разума;
  • 7 – общая релаксация.

Особое внимание придается первым глоткам: сначала делают маленький, затем большой (основной) и вновь маленький . Этот ритуал дает возможность оценить аромат чая, его вкус и послевкусие.

Правила и традиции

Чтобы чайная церемония была полезна и духу, и телу, нужно выполнять некоторые правила:

  • напиток не должен быть обжигающим;
  • нельзя пить его на голодный желудок;
  • сразу после обильной еды пить чай тоже нельзя, лучше сделать небольшой перерыв;
  • вредно пить вчерашний чай.

Согласно китайской традиции чайные мероприятия рекомендуется проводить по каким-либо важным поводам :

  • оказать уважение пожилому человеку;
  • украсить чайной церемонией семейную встречу родителей и детей;
  • поблагодарить родителей молодоженов в день свадьбы;
  • отметить знакомство родителей будущих новобрачных.

В жизни китайцев чай имеет особое значение, а чаепитие представляет церемонию, при которой соблюдается определенная последовательность в заваривании чая. Главная цель чайной церемонии – это более полно раскрыть аромат и вкус напитка. Непременным условием церемонии является спокойное состояние духа. Особую атмосферу церемонии создают витиеватые предметы чайной утвари, маленькая изысканная посуда, спокойная тихая музыка. Большинство китайцев предпочитают пить чай в любое время года: и в холод, и в жару. Этот напиток отлично утоляет жажду, укрепляет иммунитет.

Китайская чайная культура подразумевает способы приготовления чая, посуду и приборы, используемые при этом; и события, которые служат поводом для чаепития.

Значение чая в китайской культуре

В Китае чай относится к «семи вещам, потребным ежедневно»: рис, соль, масло, уксус, соевый соус и дрова. Китайская чайная культура имеет некоторые отличия от японской, европейской и британской поводами для чаепития, способами приготовления, а также питья. В Китае принято пить чай и в повседневных ситуациях, и во время ритуалов, официальных мероприятий. Чай – не просто напиток, он занимает важное место в китайской кухне, в традиционной китайской медицине и буддизме.

Традиции выращивания и употребления чая, указанные как «китайские», более правильно было бы называть «чайной культурой Центральных равнин Китая». Кроме этого, существуют во многом оригинальные чайные традиции Юго-Западного Китая, заведенный порядок которых распространен в провинциях Гуйчжоу, Юньнань, Сычуань. Эти области, где с давних времен выращивали чай, в современности гораздо меньше подверглись влиянию извне, поэтому сохранили множество старых чайных традиций, уже давно забытых в районах Центрального Китая.

Также безмерно самобытна чайная культура Тибета. Как считают многие, сложилась она в эпоху династии Тан в середине 700-х годов. В Тибете принято употреблять масляный и молочный чай, что совершенно нехарактерно для остальных районов Китая.

В Южных районах Китая существует ямча («чаепитие») – такая разновидность чайной культуры. В Макао, Гуандуне, Гонконге принято по утрам, перед началом рабочего дня пить чай. При этом напиток пьют вприкуску с различными закусками – димсамами.

В древности жители Южного Китая для чаепития уединялись в чаевнях. Сейчас популярны оживленные димсамовые ресторанчики. Ритуал «ямча» особенно тщательно соблюдают пенсионеры. Часто чаепитию предшествует тайцзицюань (китайское махание кулаками) – разновидность ушу.

Традициям гонконгского чаепития характерны некоторые условности. Если посетитель хочет официанту дать знак, что в чайнике закончилась заварка, то необходимо снять его крышку и положить рядом с чайником на скатерть.

Обычаи чаепития

Чай – традиционный напиток в Китае, употребляемый каждый день. Однако среди юного поколения китайцев замечено снижение интереса к чаепитию и увлечение западными сладкими газированными напитками. Некоторые китайские ученые расценивают это как тревожный симптом.

В настоящее время семейное чаепитие становится данью традиции и возможностью ознаменовать единение семьи по поводу какого-либо торжества. Для этого принято зеленый чай заваривать в большом чайнике (фаянсовом, фарфоровом, глиняном) на всю семью, после чего разливают по пиалам или чашкам, из которых и пьют.

Китайцы выделяют несколько видов особенных обстоятельств для того, чтобы приготовить и совместно пить чай.

«Знак уважения». Предложить чашку чаю – так принято в китайском обществе выражать почтение старшим. А одним из традиционных времяпровождений по выходным дням в Китае является приглашение в ресторан старших родственников на чашку чая, оплатив чаепитие. В прошлом этот напиток всегда подавали люди, которые занимали самую низкую ступень в социальной иерархии. В связи с либерализацией общества в современном Китае бывают случаи, когда родители предлагают детям чай, и даже начальник наливает чай подчиненным. Но на официальном мероприятии никогда более высокопоставленный участник не преподнесет чай подчиненному.

«Извинение». В китайской культуре существует обычай наливать чай человеку, у которого просят прощение или перед которым извиняются. Это – признак чистосердечного раскаяния и покорности.

«Семейная встреча». Уехав в дальние края на учебу или работу, обзаведясь собственными семьями, дети реже навещают родителей; бабушки и дедушки нечасто встречаются с внуками. Поэтому особо значимой частью семейных встреч считаются совместные чаепития в ресторанчиках. По воскресеньям китайские «чайные дома» полны посетителями, особенно много в праздничные дни. Это еще раз подтверждает значимость семейных ценностей в КНР.

«Выражение благодарности старшим в день свадьбы». Жених и невеста на традиционной китайской свадебной церемонии должны, опустившись на колени перед родителями, в знак уважения преподнести им чай. При этом молодожены говорят: «Благодарим вас за то, что вырастили нас. Мы перед вами в вечном долгу!». Родители пьют чай, затем новобрачным дарят красный конверт, как символ удачи.

«Сплочение большой семьи в день свадьбы». Свадебная чайная церемония – это также способ знакомства семей невесты и жениха. Так как зачастую китайские семьи многочисленны, бывает, что не всем членам семьи удается познакомиться на свадьбе. Такое случалось в древние времена, если отец семейства имел несколько жен, и, как правило, отношения между отдельными членами семьи были натянутыми. В течение свадебной чайной церемонии принято было, чтобы молодожены подносили чай каждому члену семьи, при этом называя его имя и официальный титул. Совместное чаепитие служило символом приема в семью новых членов. Отказаться от чая значило «потерять лицо» т. е. воспротивиться браку. После того, как старших родственников представили на церемонии, они вручали новобрачным красные конверты, а молодожены отдавали красные конверты юным неженатым членам семейства.

«Поддержание традиции». Существует традиция в чаошаньской культуре собираться в чайной комнате с родственниками и друзьями на церемонию Гунфу Ча. На протяжении церемонии старшие участники делятся с младшими об обрядах и правилах, передавая им древние традиции.

Благодарность за чай (Коутоу пальцами)

Гость, которому налили чай, чтобы продемонстрировать свою благодарность, может постучать три раза по столу, согнув в фалангах указательный и средний палец. Этот обычай называется «коутоу пальцами » и широко распространен в Южном Китае (Гонконге, Гуандуне, Макао); в остальных районах страны таких привычек обычно не придерживаются.

Рассказывают, что такая традиция возникла в период династии Цин. Император Цяньлун инкогнито путешествовал по Поднебесной, ему очень хотелось узнать, что народ думает о правительстве. Однажды император в трактире подсел к двум людям, распивающим чай, и завел с ними беседу. Мужчинам сразу стало понятно, что с ними разговаривает не простой житель. Они хотели перед ним упасть на колени, но поняли, если всем станет известно, что это – император, их могут казнить. Молодые люди беседовали с императором, как с равным, а такой правитель считался величественным и неприкасаемым.

Закончив чаепитие, мужчины встали и один из них сделал жест пальцами: указательный и средний положил на край стола, затем повторил тот же жест, но уже с согнутыми пальцами. Властитель не понял жесты и попросил объяснить. На что молодой мужчина ответил: «Мы знаем – перед нами Ваше величество. За разговор с Вами нас теперь казнят. Но мне очень хочется выразить Вам от нас, от всего народа огромную благодарность. Эти жесты означают, что Ваш народ перед Вами преклоняется!» После этих слов мужчины ушли. Император был очень удивлен и рад тому, что думает народ. С той поры принято подобным жестом показывать уважение человеку за чаепитие.

Как в Китае заваривают чай

В Поднебесной существует много разных способов заварить чай в зависимости от предлога и обстоятельств чаепития, разновидности завариваемого чая, достатка участников. Так, зеленый чай нежнее, чем черный чай или улун, и для заварки используют не очень горячую воду.

В чашке чаоу (гайвань) заваривают любой чай, но лучше всего этот способ применим для слабоферментированных видов.

Гайвань – нынешнее название сосуда, дословно переводится «чаша с крышкой», или ещё по-другому называют гай бей – «чашка с крышкой», или цзю чжун – «сосуд для запирания жара». Способ позаимствован у народа Чаошан, которые этот сосуд называли «чаоу».

Чаоу – это набор, включающий чашку, крышку, блюдце. Его используют как сам по себе, также и в сочетании с чайными чашками. Если надо попробовать чай, применяют заваривание в чаоу. Здесь важно почувствовать нейтральный вкус чая, увидеть заваривающиеся чайные листья и понюхать их. Такой способ заваривания используют для повседневного чаепития, хотя допускается примнение в отдельных формальных ситуациях.

Особой популярностью пользуется способ заваривания в чайнике . В этом случае, заваривают чай в большом (чтобы объема достаточно было для всех собравшихся) чайнике из фарфора, глины или фаянса. Особенность китайского чайника состоит в том, что заварку засыпают в маленький, дырчатый, вставляемый во внутрь стаканчик-ситечко, сделанный из такого же материала, как и чайник.

Ситечко при заваривании заполняют наполовину – на две трети сухим чаем, т. е. оно выполняет роль дозатора заварки. В чайник горячую воду заливают через стаканчик-ситечко, «промывая» заварку. Когда чайник наполнен, а заварка размокла, ее дополнительно можно немного отжать ложкой для более насыщенной экстракции. Существует мнение, что чай лучше промывается в ситечке и более полно отдает содержащиеся в нем вещества. Высшие сорта зеленого чая и улуны можно заваривать несколько раз. Температура воды и время настаивания зависят от сортов чая.

Чайная церемония Гунфу Ча своей популярностью обязана традициям народов Чаочжоу или Чаошань и Миньнань. При этом способе используют маленький чайник емкостью около 150 мл, изготовленный из исинской глины (цзыша). Чайничек служит не только украшением церемонии, но и способствует «округлению» вкуса чая. Способ заваривания в исинском чайнике используется и для индивидуального чаепития, и для угощения гостей.

Способ заваривания, применяемый только для улунов, считается в Китае искусством. Воду нагревают приблизительно до 95 градусов. Чтобы не испортить воду и чай, кипятить ее нельзя. Прогревают посуду; для этого воду наливают в чайник и чашки. Обязательно надо познакомиться с чаем: рассмотреть и подышать чайным листом. Количество заварки насыпают в чайник в соответствии с его объемом. Затем надо «выхлопать чай», т. е. убрать чайную пыль. Воду в чайник наливают с большой высоты, и сразу выливают: первая заварка не пьется. Вновь налитая вода настаивается в зависимости от сорта чая. Хорошие улунские чаи заваривают от пяти-семи до десяти раз. Во время церемонии душа и тело должны быть спокойны, так как это очень ответственное мероприятие. Для такого чаепития желательно иметь чайник из исинской глины, набор чайных инструментов, чайную доску, чахай, чахэ, чайную пару, чайник на живом огне для воды.

Национальный музей чая

Весной 1991 года в городе Ханчжоу (провинция Чжэцзян) – в чайной столице Китая открылся Китайский национальный музей чая , раскрывающий различные аспекты китайской чайной культуры. Музейные экспозиции, расположенные на 3,7 га, со всех сторон окружают чайные плантации. Музей предоставляет возможность не только посмотреть на чайники, чашки и другие принадлежности чайных церемоний двухтысячелетней давности, но и принять участие в чайной церемонии.

Сейчас в Китае каждый год потребляют более 500 тысяч тонн чая. Чайная культура превратилась в драгоценное достояние китайской нации и на материальном, и на духовном уровнях.

  • Улун чай
  • Красный чай
  • Пуэр чай
  • Черный чай
  • Чайные напитки, травы, цветы
  • Чайная посуда
  • Чайная утварь
  • Подарочная упаковка
  • Подарочные наборы чая
  • Что такое Гун Фу Ча?

    Гун Фу Ча (кит. Kung Fu Cha, Gong Fu Tea, Gong Fu Ch, искусство чаепития) - процесс приготовления китайского чая. Название китайской чайной церемонии Гун Фу Ча происходит от слов чай (кит. cha) и Кунг Фу (кит. Kung Fu) - восточного единоборства. Kung Fu в китайском языке имеет много значений: усердная работа, старание, уровень мастерства, следовательно, настоящая китайская церемония чаепития включает в себя все выше перечисленные навыки и умения.

    Чайное мастерство Гун Фу Ча начало развиваться в золотой век чая при династии Сун (960-1279 гг.) и позднее с распространилась во многих областях Китая, в особенности в провинциях Фуцзянь, Гуандун и острове Тайвань. Секрет Гун Фу Ча состоит из многих слагаемых: чайного мастера и его гостей, приятной спокойной обстановки, правильно подобранной , хорошей и конечно же чая. Мастерство приготовления чая также зависит от его количества, температуры воды и времени заваривания.

    Традиционная чайная церемония Гун Фу Ча является способом выражения отношений между людьми. Уважение, знание, усердие, трудолюбие, чувства перетекают от одного участника чаепития (хозяина, чайного мастера) к другому (гостю). В приготовлении чая хозяин проявляет заботу, уважение, тем самым подчиняя себе свое эго, гость в свою очередь учится принимать доброту, благо и выражать благодарность и признательность.

    Какой тип чая подходит для заваривания методом Гун Фу Ча?

    Чайная посуда для Гун Фу Ча

    1. Для заваривания улунов лучше всего подходят (кит. Ча Ху). надолго сохраняют тепло горячей воды, необходимой при заваривании улунов и способствуют полному раскрытию аромата скрученных чаинок. Для заваривания улунов может также использоваться .
    2. Вэн Сян Бэй и Пин Мин Бэй. Из высокой чаши Вэн Сян Бэй, вдыхается аромат чая, низкая чаша Пин Мин Бэй предназначена для чаепития. Подставка Ча Тоу объединяет пары в единой целое.
    3. - чаша для знакомства с чаем.
    4. (море чая) или Гундаобэй (чаша справедливости) для переливания чая из чайника. Чахай необходим для равномерного распределения крепости настоя.

    5. - ситечко для процеживания настоя от мелких чаинок.
    6. Чачи (пруд чая) или Чачуань (чайная лодка) - сосуд для питания чайника горячей водой.
    7. Ча Цзюй. Использование инструментов определяет умения настоящего чайного мастера. Ча Цзюй состоит из Чачи, иглы для чистки носика чайника - Чацзань, щипцов Цзяцзы и воронки Часяньло, используемой для пересыпания чая в чайник.
    8. - чайная кисточка
    9. , чайный поднос (кит. Чабань) необходимый для удобства в расположении посуды, утвари, а также слива воды и остатков чая.
    10. Термос с горячей водой.

    Как заваривать улун в чайной церемонии Гун Фу Ча

    Приготовление

    Перед началом чаептия необходимо подготовить всю выше перечисленную посуду и чай, вскипятить воду и слить в заранее прогретый термос. Температура заваривания улунов 90-95°С. Объем чайника или гайвани должен соответствовать количеству участников чаепития. Налить кипяток в чайную посуду и оставить на 10-15 сек. для прогревания.

    Заваривание (кит. gao chong di zhen)

    После демонстрации чайных листьев гостям, чай засыпается в , закрывается крышкой и слегка встряхивается. Чайный мастер может открыть чайник и предложить гостям почувствовать аромат чуть увлажненных листьев. На следующем этапе чай заливается кипятком доверху и вновь закрывается крышкой. Вода может стекать в сосуд Ча Чи (Чачуань), либо в поддон чабани. Первая заварка не пьется и служит проливкой для чая. Благодаря этому сильноскрученные чаинки улунов омываются от мелких примесей и слегка набухают. Горячая вода из пиал сливается на чайник для его дополнительного обогрева. После проливки чай сразу же заваривается снова. Вторая заварка длится около 20-30 секунд и зависит от типа и качества улуна. Аромат чая может рассказать о процессах его обработки и возрасте. Эта информация помогает чайному мастеру понять, как заваривать улун. Мастерство заваривания требует терпения и усердия. Обучение чайного мастера в Китае может занять несколько лет.

    Заваренный настой сливается в высокую чашу Вэн Сян Бэй и накрывается маленькой чашей Пин Мин Бэй. Далее одной рукой обе чаши переворачиваются и ставятся на подставку Ча Тоу. Из чаши Вэн Сян Бэй вдыхается аромат чая и только потом маленькими глотками пьется из чаши Пин Мин Бэй. Хороший качественный чай должен оставлять глубокое обволакивающее послевкусие во рту (кит. Lau Mei).

    Чайный мастер вновь открывает чайник и предоставляет гостям возможность почувствовать аромат раскрывшихся чайных листьев. Традиционно гостям предлагается понюхать крышку чайника, так как пронзительный аромат улунов внутри чайника оставляет свое нежное сладковатое благоухание на крышечке. Подобным действием тестируется качество чая. Процесс заваривания повторяется, увеличивается лишь время настаивания. Вторая, третья заварка наиболее раскрывают вкус улунов. Чай заваривается до полного исчезновения аромата, вкуса и цвета настоя. в зависимости от сорта можно заваривать от 3 до 8 раз. В завершении церемонии чайные листья вынимаются из чайника и демонстрируются гостям. Участники чаепития могут посмотреть величину раскрывшихся листьев, оценить их аромат, тем самым оказать дань уважения чаю и чайному мастеру. После окончания чаепития вся чайная посуда тщательно промывается и сушится на чабани.