Меню
Бесплатно
Главная  /  Заготовки  /  Повышение акцизов на вино — медвежья услуга для честных виноделов — мнение. У вина одна вина: всегда не хватает Маркировка алкогольных напитков

Повышение акцизов на вино — медвежья услуга для честных виноделов — мнение. У вина одна вина: всегда не хватает Маркировка алкогольных напитков

Здравствуйте! В этой статье поговорим об акцизах на алкоголь.

Сегодня вы узнаете:

  1. Что называется акцизом и на какие виды он делится;
  2. Кто платит акцизы на алкоголь;
  3. Каков порядок исчисления и процедура уплаты акциза.

Размер ставок на 2019 год по ряду позиций приведен в соответствие с законом №301-ФЗ от 03.08.2018г. На алкогольную продукцию он остался на уровне 2018 года. Об этом, а также о сроках и порядках уплаты поговорим сегодня.

Акциз на алкоголь: суть понятия и зачем он нужен

Акцизом называют пошлину, которая установлена государством для производителей алкогольных напитков, табачных изделий и ряда других товаров. Но сегодня мы остановимся подробнее только на налоге для производителей алкоголя.
Данный налог называют внутренним, действующим в границах государства.

Кроме того, акцизы в России включены в стоимость товаров, а значит и потребитель оплачивает их. Если же подакцизная продукция реализуется в розницу, сумма акциза не выделяется.

Так для чего же нужны акцизы? Ответ прост: чтобы государство получало прибыль от изготовления продукции, которая популярна у населения. А также, по словам экспертов, повышение акцизов – действенная мера в борьбе с излишним употреблением алкоголя.

Негативные стороны:

  • Увеличение объемов незаконно ввозимого алкоголя;
  • Риск увеличения продаж заведомо некачественных алкогольных напитков.

Что облагается акцизным налогом

  • Реализация алкогольных напитков в границах РФ, осуществляемая ее производителем;
  • Реализация продукции, которая была конфискована по приговору суда;
  • Передача алкоголя изготовителем в ;
  • Экспорт в границах таможенной территории РФ.

Кто платит акцизы

Для начала уточним, что те, кто продает алкоголь оптом, плательщиками акциза не являются.

В других случаях его платят:

  • Предприятия;
  • Лица, перемещающие такую продукцию через таможню.

Чем отличается от НДС

НДС, так же как и акциз – это косвенный сбор. Но между ними есть принципиальные различия, о которых поговорим подробнее.

  1. Начисление происходит на гораздо больший объем товаров. Также им облагаются и услуги, которые оказывает плательщик. В свою очередь, акцизы устанавливают только на товары;
  2. Следующее отличие заключается в том, что акциз – это реальная нагрузка на предпринимателя, а при уплате НДС, если с умом пользоваться вычетами, нагрузку можно существенно уменьшить;
  3. Ставку по акцизам не всегда возможно компенсировать, используя вычет;
  4. Акцизы, в отличие от НДС оказывают серьезное влияние на рентабельность компании.

Акцизы в России начали действовать с 1991 года. Основные элементы, из которых формируется акциз – это база, объект и ставка налогообложения.

Виды ставок акцизов

  • Специфическая;
  • Комбинированная;
  • Адвалорная.

Специфическая

Представленная в фиксированной сумме за 1 единицу товара. Применяется чаще всего.

Адвалорная

Она едина для всей страны и устанавливается в процентном соотношении к подакцизному товару. Слабость ее в том, что каждый раз нужно рассчитывать таможенную стоимость продукции.

Комбинированная

Сочетает в себе специфическую и адвалорную ставки.

Ставки акциза на алкоголь

Акцизы на алкоголь в 2019 году:

Вид продукции

Размер налоговой ставки

2019 год

Размер налоговой ставки

2018 год

Размер налоговой ставки 2017 год (с 01.01.)

Этил. спирт, который реализуют компании, занимающиеся производством космет. или парфюм. продукции

1 литр / 0 руб. 1 литр / 0 руб.

1 литр / 0 руб.

Этил. спирт, который реализуют компании, не уплачивающие авансовые платежи по акцизу

1 литр – 107 руб. 1 литр – 107 руб.

1 литр – 107 руб.

Алкоголь, в котором более чем 9% спирта (без учета пива и игристого вина)

1 литр – 523 руб. 1 литр – 523 руб.

1 литр – 523 руб.

Алкоголь, в котором менее чем 9% спирта (без учета пива и игристого вина)

1 литр – 418 руб. 1 литр – 418 руб.

1 литр – 418 руб.

Вино, без учета игристого

1 литр – 5 руб. 1 литр – 5 руб.

1 литр – 5 руб.

Вино игристое

1 литр – 36 руб. 1 литр – 36 руб.

1 литр – 27 руб.

Пиво, в котором до 0,5% спирта

1 литр – 0 руб. 1 литр – 0 руб.

1 литр – 0 руб.

Пиво, в котором от 0,5% до 8,6 % спирта

1 литр – 21 руб. 1 литр – 21 руб.

1 литр – 21 руб.

Пиво, в котором более 8,6%

1 литр – 39 руб. 1 литр – 39 руб.

1 литр – 39 руб.

Акцизный сбор на алкоголь – приносит государству самый высокий доход, если сравнивать с другими сборами. А налоговые ставки на водку гораздо выше чем на другой алкоголь. Это аргумент в пользу снижения производства такого напитка.

Этиловый спирт – основной источник прибыли от применения акцизных сборов.Акцизный сбор на алкоголь – приносит государству самый высокий доход, если сравнивать с другими сборами. А налоговые ставки на водку гораздо выше чем на другой алкоголь. Это аргумент в пользу снижения производства такого напитка.

Сравнивая ставки за несколько лет, мы видим, что в 2019 году они остались практически на уровне 2018 г.

Как это отразилось на ценах на алкоголь в различных торговых сетях, посмотрим ниже.

Уровень увеличения цен на алкоголь

Акцизы на алкоголь планируется повысить лишь с 2020г. на:

  • Продукцию, содержащую этиловый спирт свыше 9% до 544 руб., сейчас акциз равен – 523 руб.
  • Продукцию, содержащую этиловый спирт менее 9% до 435 руб., против 418 руб., действующей ставки на 2018г.
  • Вина – ставка акциза будет 19 руб. за литр, сейчас она 18 руб.
  • Этиловый спирт, реализуемый компаниями, не уплачивающими авансовые платежи по акцизу до 111 руб. за литр. Сейчас ставка акциза равна 107 руб. за литр.

Исчисление и уплата акцизов

В этой части нашего разговора приведем пример того, как рассчитывается акциз, например, по фиксированной ставке.

Для этого применяется такая формула расчета:

А = Нб * Тс, гдеА – это начисляемая сумма акциза, Нб – база налога (количество реализованных товаров), Тс – твердая ставка.

Итак, компания С. произвела и продала 700 литров пива, которое является крепким. Значит, оплатить ей придется: 700 * 21 = 14 700 рублей.

Расчет по комбинированной ставке производится по следующей формуле:

А = Нб * Тс + О + Ас /100%, где А – сумма акциза, Нб – база налога, Тс – твердая ставка, О – сумма, которая будет получена при реализации Нб, Ас – ставка в процентах.

Сроки и процедура

Срок уплаты установлен до 25 числа месяца, следующего за отчетным. К примеру: акциз за март платят до 25 апреля. Уплачивать его нужно там, где данная продукция была произведена и реализована со склада.

Товары, освобожденные от оплаты акцизного сбора

Под оплату не попадают:

  • Налогооблагаемые товары, идущие на экспорт;
  • Манипуляции по передаче акцизных товаров для того чтобы изготовить подакцизную продукцию, но только на территории одной компании;
  • Конфискованные на таможне подакцизные товары;
  • Подакцизные товары, ввезенные через портовую зону.

Ситуация с другой подакцизной продукцией

Стоит отметить, что акцизный сбор был поднят не только на алкоголь. В перечень на повышение вошли автомобили, сигареты, сигары, нефтепродукты.

Маркировка алкогольных напитков

Этот товар должен обладать акцизными или специальными марками. Они удостоверяют то, что товар облагается налогом, также удостоверяют, что условия выпуска продукции полностью соответствуют требованиям законодательства. Кроме того, акцизная марка является отчетным документом.

Последствия неуплаты

Неуплата акциза влечет за собой принудительное взыскание платежей, которые не были внесены и пеней за просрочку платежа.

Заключение

Подведем итоги. Акцизный алкоголь является неотъемлемой частью рынка. Налог на этот товар выполняет важную функцию: не только повышает наполняемость бюджета государства, но и защищает потребителя от подделок.

«Ведомости». Повышение кажется небольшим, но сильно скажется и на отрасли, и на структуре потребления алкоголя россиянами.

Что предлагают

  • Ставки акцизов на тихие вина с 2020 года повысят с 18 до 31 рубля за литр, на игристые - с 36 до 40 рублей за литр.
  • Одновременно закрывается известная лазейка: акциз на винные напитки и газированное «псевдошампанское» без добавления спирта уравняют с акцизами на вино. Сейчас на винные напитки действует единая ставка акциза - 18 рублей.
  • К подакцизной продукции отнесут виноград, используемый для производства вина, виноматериалов или спиртных напитков полного цикла. Виноделы, выпускающие вино из российского винограда, получат налоговый вычет с повышающим коэффициентом, а импортеры и те, что используют импортные виноматериалы, будут платить акциз по полной ставке.

Кто проиграет

Виноделы считают, что акцизы и так велики, а их повышение неизбежно приведет к росту розничных цен и ухудшению структуры потребления.

  • Отрасль выдержит повышение акциза на тихие вина максимум до 20 рублей одномоментно и до 25 рублей в перспективе, считают специалисты. Иначе упадет спрос на недорогую российскую и импортную продукцию, а потребитель снова взглянет на более крепкие и вредные напитки, говорит президент компании «Ладога» Вениамин Грабар.
  • Повышение акциза снова приведет к росту контрафакта и уходу в тень подорожавших винных напитков. После появления в 2012 году категории «винный напиток» в нее и так перекочевал фальсификат. Сейчас это порядка 20 млн декалитров (дал) в год, или всего в два раза меньше российского производства тихих и игристых вин вместе взятых (43 млн дал).
  • На переход от винных напитков к вину большинства потребителей этой продукции эксперты не рассчитывают.

Кто выиграет

В безусловном выигрыше производители вина из отечественного сырья. Проблема только в том, что пока таких всего 1,5–2% объема производства.

  • Одна из таких компаний - «Абрау Дюрсо» Павла Титова, недавно договорившаяся с крупнейшим российским ритейлером X5 Retail Group о развитии бренда вина «Русская лоза». Цена не должна превышать 300 рублей за бутылку.
  • Льготы для отечественных виноматериалов должны стимулировать закладку виноградников и сокращение импорта. Сейчас в России около 95 000 га виноградников, в 2018 году посажено почти 7000 га. В прошлом году Россия импортировала 11,6 млн дал виноматериалов, основные поставщики - Испания, Украина, Узбекистан и Уругвай.

По данным Минздрава, за последние 8 лет потребление алкоголя в России сократилось почти в 2 раза: с 18 до 9,3 литра (в пересчете на спирт) на душу населения. Но это происходит из-за того, что опережающими темпами снижается потребление крепких напитков. По данным Gfk, потребление вина в 2017 году выросло на 9%. Российское производство тихих вин в 2018 году снизилось на 4,9%, игристых на 2,6% - при росте импорта.

Что мне с этого

Можно ожидать, что качественное вино еще немного подорожает, дешевое станет хуже, а алкогольная газировка, маскирующаяся под шампанское, совсем скроется в тени. Не считая исчезновения с прилавков грузинской продукции - но уже .

Сергей Смирнов

Основание и правовые основы

Акциз - это косвенный налог , то есть налог, который включается в цену того или иного товара (услуги), и таким образом его уплата перекладывается на конечного потребителя.

Косвенные налоги являются одним из основных источников формирования доходной части федерального бюджета, поэтому порядку их исчисления и уплаты уделяется большое внимание. К косвенным налогам относится также НДС.

Акцизом облагаются так называемые подакцизные товары - алкоголь, табак, топливо, легковые автомобили и некоторые мотоциклы.

Основы регулирования акциза установлены главой 22 Налогового кодекса РФ. Детали часто рассматриваются в Федеральных законах и постановлениях Правительства РФ, а также других подзаконных актах.

Налогоплательщики акцизов

  • Организации.
  • Индивидуальные предприниматели.
  • Лица, деятельность которых связана с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза

Организации и лица указанные выше признаются налогоплательщиками только если они совершают операции подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 НК РФ.

Обязательные условия и свидетельства о регистрации

Лица, совершающие операции с прямогонным бензином, с этиловым спиртом, средними дисстилятами, а также бензолом, параксилолом или ортоксилолом, обязаны получить и зарегистрировать в налоговых органах соответствующие свидетельства.

Срок действия этих свидетельств – до одного года.

Выдача свидетельств или уведомление об отказе в выдаче должно по закону произойти не позднее 30 календарных дней с момента представления в налоговый орган заявления и копий предусмотренных документов.

Порядок выдачи свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, утвержден Приказом Минфина РФ от 03.10.2006 N 122н.

Порядок выдачи свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, установлен Приказом Минфина РФ от 09.10.2006 N 125н.

Порядок выдачи свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, установлен приказом ФНС России от 27.10.2015 N ММВ-7-15/475@

Порядок выдачи свидетельства о регистрации организации, совершающей операции средними дистиллятами, установлен Федеральным законом от 23.11.2015 N 323-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации”. Этот закон дополняет статью 333.33 Налогового кодекса подпунктом 9.2, устанавливающим госпошлину за выдачу свидетельства о регистрации лица, работающего со средними дистиллятами. Изменения вступили в силу с 23.01.2016.

Налоговые органы могут приостановить действие свидетельства на срок до 6-ти месяцев в случае неисполнения требований, изложенных в ст. 179.2, 179.3, 179.4 НК РФ.

В случае, если в установленный срок нарушения не были устранены, свидетельство аннулируется, о чем налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика в письменной форме в 3-дневный срок со дня принятия решения.

Подакцизные товары

Подакцизными товарами признаются:

  • спирт этиловый, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый;
  • спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%, за исключением:
    • лекарственных средств (включая гомеопатические лекарственные препараты),
    • препаратов ветеринарного назначения, разлитых в емкости не более 100 мл;
    • парфюмерно-косметической продукции, разлитой в емкостях не более 100 мл с долей спирта до 80% (включительно) и с долей спирта до 90% (включительно) при наличии пульверизатора, а с объемной долей этилового спирта до 90%, разлитой в емкости до 3 мл (включительно);
    • отходов, образующихся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок и ликероводочных изделий, подлежащих дальнейшей переработке и использованию для технических целей;
    • виноматериалов, виноградного сусла, иного фруктового сусла, пивного сусла;
  • алкогольная продукция (водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, шампанское, винные напитки, сидр, пуаре, медовуха, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5%);
  • табачная продукция;
  • автомобили легковые;
  • мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
  • автомобильный бензин;
  • дизельное топливо;
  • моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
  • прямогонный бензин;
  • средние дистилляты;
  • авиационный керосин;
  • природный газ (в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации);
  • бензол, параксилол, ортоксилол;
  • электронные системы доставки никотина;
  • жидкости для электронных систем доставки никотина;
  • табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания.

Обращаем внимание !

Последние три пункта в перечне подакцизных товаров добавлены в п. 1 статьи 181 НК РФ Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ. Таким образом, с 2017 года расширен список товаров, в стоимость которых включен акциз. В целях стимулирования здорового образа жизни граждан акцизом теперь облагаются электронные сигареты, жидкий никотин и табак, употребляемый путем нагревания.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения акцизами признаются, в частности, следующие операции:

  • Реализация на территории РФ подакцизных товаров.
  • Продажа конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, а также подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства.
  • Передача произведенных из давальческого сырья подакцизных товаров.
  • Ввоз подакцизных товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
  • Получение (оприходование) денатурированного этилового спирта.
  • Получение прямогонного бензина.

Полный перечень операций, облагаемых акцизом, содержится в статье 182 НК РФ.

Операции, не облагаемые акцизом

Освобождаются от налогообложения акцизами следующие операции:

  • Передача подакцизных товаров несамостоятельными структурными подразделениями друг другу для производства иных подакцизных товаров.
  • Реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории РФ с учетом потерь в пределах норм естественной убыли или ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону с остальной части территории РФ.
  • Передача собственнику или по его указанию другим лицам подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, если данные товары реализуются за пределы территории РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта с учетом потерь в пределах норм естественной убыли.
  • Первичная реализация (передача) конфискованных и бесхозяйных подакцизных товаров, которые подлежат передаче на промышленную переработку под контролем таможенных и налоговых органов либо уничтожению.
  • Передача в структуре одной организации:
    • произведенного этилового спирта для дальнейшего производства спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции или спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке;
    • ректификованного этилового спирта, произведенного налогоплательщиком из спирта-сырца, подразделению, осуществляющему производство алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции;
    • произведенных дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового для выдержки и (или) купажирования в целях дальнейшего производства (розлива) этой же организацией алкогольной продукции.

    Обратите внимание! Вышеперечисленные операции не подлежат налогообложению только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров.

  • Ввоз на территорию РФ подакцизных товаров, от которых произошел отказ, и которые подлежат обращению в государственную или муниципальную собственность, а также в случае их размещения в портовой особой экономической зоне.

    Эти операции не облагаются акцизом только при условии фактического вывоза подакцизных товаров за пределы территории РФ в таможенной процедуре экспорта или ввоза подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону.

    Ввоз и вывоз подтверждается представлением всех соответствующих документов в налоговый орган.

    Обращаем внимание !

    Ранее от уплаты акциза при совершении таких операций налогоплательщик освобождался только при подаче в налоговый орган банковской гарантии. Ее подают в инспекцию не позднее 25-го числа месяца, в котором у налогоплательщика возникает обязанность представления декларации по акцизам. Период ее действия должен составлять не менее 10 месяцев со дня истечения установленного срока исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате акциза.

    Однако с 1 июля 2017 года экспортеры могут получить освобождение от уплаты акциза при предоставлении договора поручительства. Нововведние обозначено в п. 2.2 ст. 184 НК РФ - в действующей редакции Кодекса этого пункта нет, он вступит в силу с 1 июля 2017. Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством РФ договором между налоговым органом и поручителем (третьим лицом, не обязательно кредитным учреждением), по форме, утверждаемой ФНС. Срок действия такого договора должен составлять не менее десяти месяцев со дня истечения установленного срока исполнения экспортером обязанности по уплате акциза и не более одного года со дня заключения договора поручительства. Операции по выдаче поручительств налогоплательщиком, не являющимся банком, по норме нового пп. 15.3 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению.

    Новые правила применяются к договорам поручительства, обеспечивающим исполнение обязательств по налогам, срок уплаты которых наступает после 1 июля 2017 года.

    Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

Ставки акцизов

Ставки по различным видам подакцизных товаров указаны в ст. 193 НК РФ.

Ниже приведена таблица сравнения ставок акцизов в 2016 и 2017 году.

Виды подакцизных товаров

Налоговая ставка (в процентах и (или) рублях за единицу измерения)

Этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый:

реализуемый организациям, осуществляющим производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и (или) спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке, и организациям, уплачивающим авансовый платеж акциза (в том числе этиловый спирт, ввозимый в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза, являющийся товаром Евразийского экономического союза), и (или) передаваемый при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, и (или) реализуемый (или передаваемый производителями в структуре одной организации) для производства товаров, не признаваемых подакцизными в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса

0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

реализуемый организациям, не уплачивающим авансовый платеж акциза (в том числе этиловый спирт, ввозимый в Российскую Федерацию, не являющийся товаром Евразийского экономического союза), и (или) передаваемый в структуре одной организации при совершении налогоплательщиком операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами, за исключением операций, предусмотренных подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, а также за исключением этилового спирта, реализуемого (или передаваемого производителями в структуре одной организации) для производства товаров, не признаваемых подакцизными в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса, и этилового спирта, реализуемого организациям, осуществляющим производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и (или) спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке

102 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

107 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

Спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке

0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

Спиртосодержащая продукция бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке

0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

Спиртосодержащая продукция (за исключением спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке)

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята)

500 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

523 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), сидра, пуаре, медовухи, винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята)

400 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

418 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

Вина, за исключением вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, а также игристых вин (шампанских), фруктовые вина, винные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята

9 рублей за 1 литр

10 рублей за 1 литр

Вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, за исключением игристых вин (шампанских)

5 рублей за 1 литр

5 рублей за 1 литр

Сидр, пуаре, медовуха

9 рублей за 1 литр

10 рублей за 1 литр

Игристые вина (шампанские), за исключением игристых вин (шампанских) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения

26 рублей за 1 литр

27 рублей за 1 литр

Игристые вина (шампанские) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения

13 рублей за 1 литр

14 рублей за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5 процента включительно

0 рублей за 1 литр

0 рублей за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 процента и до 8,6 процента включительно, напитки, изготавливаемые на основе пива

20 рублей за 1 литр

21 рубль за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8,6 процента

37 рублей за 1 литр

39 рублей за 1 литр

Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции)

2 000 рублей за 1 кг

2 520 рублей за 1 кг

Сигары

141 рубль за 1 штуку

171 рубль за 1 штуку

Сигариллы (сигариты), биди, кретек

2 112 рублей за 1 000 штук

2 428 рублей за 1 000 штук

Сигареты, папиросы

1 250 рублей за 1 000 штук + 11 процентов расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1 330 рублей за 1 000 штук

1 562 рубля за 1 000 штук + 14,5 процентов расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 2 123 рублей за 1 000 штук

Табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания

4 800 рублей за 1 кг

Электронные системы доставки никотина

40 рублей за 1 штуку

Жидкости для электронных систем доставки никотина

10 рублей за 1 мл

Автомобили легковые:

с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно

0 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.)

с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно

41 рубль за 0,75 кВт (1 л.с.)

43 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.)

с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.)

Мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.)

402 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.)

420 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.)

Автомобильный бензин:

класса 5

7 530 рублей за 1 тонну

10 130 рублей за 1 тонну

не соответствующий классу 5

10 500 рублей за 1 тонну

13 100 рублей за 1 тонну

Дизельное топливо

4 150 рублей за 1 тонну

6 800 рублей за 1 тонну

Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

6 000 рублей за 1 тонну

5 400 рублей за 1 тонну

Прямогонный бензин

10 500 рублей за 1 тонну

13 100 рублей за 1 тонну

Бензол, параксилол, ортоксилол

3 000 рублей за 1 тонну

2 800 рублей за 1 тонну

Авиационный керосин

3 000 рублей за 1 тонну

2 800 рублей за 1 тонну

Средние дистилляты

4 150 рублей за 1 тонну

7 800 рублей за 1 тонну

В 2017 году новым п. 9 ст. 194 НК РФ введен также повышающий коэффициент T к специфической ставке акциза на сигареты, и (или) папиросы, и (или) сигариллы, и (или) биди, и (или) кретек. Он применяется при реализации этой продукции в сентябре - декабре в объемах, превышающих среднемесячный объем реализации за прошлый календарный год. Это сделано для равномерного поступления акцизов от продажи в течение года, поскольку обычно пик реализации такой продукции приходится на конец налогового периода.

Если в отношении подакцизных товаров установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется отдельно по каждой из них.

Ставки применяются в зависимости от установленного порядка:

  • твердые в абсолютной сумме (в рублях и копейках) за единицу измерения;
  • адвалорные (в процентах);
  • комбинированные, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной.

Выручка в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату реализации подакцизных товаров.

Особенности, установленные для табачных изделий

Определение расчетной стоимости табачных изделий имеет свои особенности.

Налогоплательщик обязан подать в налоговый орган по месту учета (или в таможенный орган по месту оформления подакцизных товаров) уведомление, содержащее информацию о максимальных и минимальных розничных ценах по каждой марке (наименованию) табачных изделий. Предоставляется оно каждый месяц, не позднее, чем за 10 календарных дней до начала месяца, с которого будут наноситься указанные в нем максимальные цены.

Информация о максимальных розничных ценах, указанная в уведомлениях, поступающих в налоговые и таможенные органы, публикуется в электронно-цифровой форме в информационной системе общего пользования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов (федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела).

Максимальная розничная цена - это цена, выше которой пачка табачных изделий не может быть продана потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями. Эти цены должны быть нанесены на каждую пачку табачных изделий отдельно по каждой марке (наименованию). Действуют они не менее одного календарного месяца.

Если в течение одного месяца налогоплательщиком осуществляется реализация табачных изделий одной марки с разными максимальными розничными ценами, указанными на пачке, то расчетная стоимость определяется как произведение каждой максимальной розничной цены, указанной на пачке табачных изделий, и количества проданных пачек, на которых указана соответствующая максимальная розничная цена.

То же правило действует и для ввозимых на территорию Российской Федерации табачных изделий с разными максимальными розничными ценами.

Налоговый период

Календарный месяц.

Определение даты реализации или получения подакцизных товаров

Дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется как день отгрузки (передачи) соответствующих товаров, в т.ч. структурному подразделению, осуществляющему их розничную реализацию.

  • При передаче на территории РФ произведенных из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику этого сырья, либо другим лицам в собственность в счет оплаты услуг по производству товаров давальческого сырья датой передачи признается дата подписания акта приема-передачи подакцизных товаров.
  • Датой получения прямогонного бензина признается день его получения организацией, имеющей свидетельство на переработку.
  • Датой получения прямогонного бензина произведенного в результате оказания ему услуг по переработке сырья (материалов) или произведенного в указанной структуре из сырья (материалов) принадлежащего указанному лицу на праве собственности, признается день его оприходования лицом, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина.
  • При недостаче подакцизных товаров дата их реализации (передачи) определяется как день обнаружения недостачи (кроме естественной убыли в пределах норм).
  • Датой получения денатурированного этилового спирта признается день получения (оприходования) организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, денатурированного этилового спирта.
  • При приобретении бензола, параксилола, ортоксилола в собственность, датой их реализации признаётся день его получения лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом.
  • При оприходование указанным лицом бензола, параксилола или ортоксилола, произведенных в результате оказания указанному лицу услуг по переработке сырья (материалов) или оприходование в структуре указанного лица бензола, параксилола или ортоксилола, произведенных в указанной структуре из сырья (материалов) принадлежащего указанному лицу на праве собственности датой оприходования признается день его оприходования лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом, ортоксилолом.
  • При приобретении авиационного керосина в собственность по договору с российской организацией, датой его получения признаётся день его получения лицом, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
  • При приобретении средних дистиллятов в собственность по договору с российской организацией датой получения признается день их получения российской организацией, имеющей свидетельство, предусмотренное статьей 179.5 Налогового Кодекса.
  • Датой реализации средних дистиллятов признается последнее число месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных пунктом 23 статьи 201 НК РФ, при реализации на территории Российской Федерации российскими организациями:
    • имеющими лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности
    • заключившими с организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, договоры, на основании которых используются объекты, посредством которых осуществляется бункеровка (заправка) водных судов
    • иностранным организациям средних дистиллятов, принадлежащих указанным российским организациям на праве собственности и вывезенных за пределы территории Российской Федерации в качестве припасов на водных судах в соответствии с правом Евразийского экономического союза

Формы реестров счетов-фактур, порядок их представления и проставления налоговыми органами отметок утверждены Приказом Минфина РФ от 03.10.2006 N 123н.

Сроки уплаты акциза

При реализации произведенных подакцизных товаров акциз необходимо уплатить в полном объеме не позднее 25-го числа следующего месяца.

Уплата акциза производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом при реализации подакцизных товаров налогоплательщиками:

  • имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, - при совершении операций с прямогонным бензином;
  • имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, - при совершении операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом;
  • имеющими свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами, - при совершении операций со средними дистиллятами;
  • имеющими свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, - при совершении операций с денатурированным этиловым спиртом;
  • включенными в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющими сертификат (свидетельство) эксплуатанта, - при совершении операций с авиационным керосином.

Уплата акциза производится не позднее 25-го числа шестого месяца, следующего за налоговым периодом, в котором совершены операции, признаваемые объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 30 и 31 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса (речь идет о продаже средних дистиллятов российскими организациями иностранным организациям в некоторых случаях).

По общему правилу акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту их производства.

Но есть и исключения:

  • при получении (оприходовании) денатурированного этилового спирта он уплачивается по месту оприходования приобретенных в собственность подакцизных товаров;
  • при получении прямогонного бензина и средних дисстилятов акциз уплачивается по месту нахождения налогоплательщика;
  • при получении организациями:
    • включенными в реестр поставщиков бункерного топлива,
    • имеющими лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности (применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, внутреннем водном транспорте, в морских портах),
    • заключившими с организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, договоры, на основании которых используются объекты, посредством которых осуществляется бункеровка (заправка) водных судов,
    • иностранным организациям средних дистиллятов, принадлежащих указанным российским организациям на праве собственности и вывезенных за пределы территории Российской Федерации в качестве припасов на водных судах в соответствии с правом Евразийского экономического союза,
    • включенной в реестр поставщиков бункерного топлива, средних дистиллятов, приобретенных в собственность и помещенных под таможенную процедуру экспорта,
    • иностранным организациям, выполняющим работы (оказывающим услуги), связанные с региональным геологическим изучением, геологическим изучением, разведкой и (или) добычей углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации.

Уплата акциза производится по месту нахождения налогоплательщика либо по месту нахождения обособленных подразделений в части осуществляемых ими операций.

Сроки и порядок уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, устанавливаются с учетом положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле.

Производители алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции освобождаются от уплаты авансового платежа акциза при условии представления банковской гарантии в налоговый орган одновременно с извещением об освобождении от уплаты авансового платежа акциза.

Налоговые органы предъявляют банку-гаранту требование по погашению обеспеченной банковской гарантией денежной суммы в размере авансового платежа акциза в случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком суммы акциза.

Налоговая отчетность по акцизам

Налоговые декларации необходимо представлять в налоговые органы по месту своего нахождения (или нахождения обособленных подразделений, в которых налогоплательщики состоят на учете) за налоговый период в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, совершающие операции с прямогонным бензином, денатурированным этиловым спиртом, бензолом, параксилолом или ортоксилолом, средними дистиллятами или авиационным керосином представляют декларации не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.

Налогоплательщики,

  • включенные в реестр поставщиков бункерного топлива,
  • имеющие лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности (применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, внутреннем водном транспорте, в морских портах),
  • заключившие с организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, договоры, на основании которых используются объекты, посредством которых осуществляется бункеровка (заправка) водных судов,
  • иностранные организациям средних дистиллятов, принадлежащих указанным российским организациям на праве собственности и вывезенных за пределы территории Российской Федерации в качестве припасов на водных судах в соответствии с правом Евразийского экономического союза,
  • включенные в реестр поставщиков бункерного топлива, средних дистиллятов, приобретенных в собственность и помещенных под таможенную процедуру экспорта,
  • иностранные организации, выполняющим работы (оказывающим услуги), связанные с региональным геологическим изучением, геологическим изучением, разведкой и (или) добычей углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации

представляют налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа шестого месяца, следующего за налоговым периодом, в котором совершены соответствующие операции.

Форма налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, утверждена Приказом ФНС России от 12.01.2016 N ММВ-7-3/1@ .

Форма налоговой декларации по акцизам на табачные изделия утверждена Приказом Минфина России от 14.11.2006 N 146н (ред. от 17.06.2011).

Авансовые платежи по акцизам

Организации, осуществляющие на территории России производство алкогольной продукции (за исключением вин, фруктовых вин, игристых вин, сидра, пуаре, медовухи, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива) и подакцизной спиртосодержащей продукции, обязаны уплачивать авансовый платеж акциза.

Организации, осуществляющие производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и (или) спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке, от обязанности по уплате авансового платежа акциза освобождаются.

Аванс - это предварительная уплата акциза по алкоголю или спиртосодержащей продукции до закупки этилового спирта.

Размер авансового платежа акциза определяется исходя из общего объема закупаемого спирта этилового, в том числе спирта-сырца (в литрах безводного спирта), и соответствующей ставки акциза.

Аванс необходимо заплатить до 15 числа каждого месяца исходя из общего объема этилового спирта, закупка или ввоз которого в Российскую Федерацию будет осуществляться в следующем месяце.

При уплате аванса нужно до 18-го числа месяца представить в налоговый орган:

  • копию платежного документа, подтверждающего перечисление аванса в бюджет;
  • копию выписки банка, подтверждающую списание аванса с расчетного счета;
  • извещение об уплате авансового платежа в четырех экземплярах, в том числе один экземпляр в электронной форме.

Эти документы должны храниться 4 года - как у налогоплательщика, так и в налоговом органе.

Если производитель алкогольной продукции освобожден от уплаты аванса, он обязан до 18 числа предоставить в налоговую банковскую гарантию и извещение об этом освобождении.

Обращаем внимание!

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 25 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме.

Подробнее о сдаче электронной отчетности можно посмотреть

С полным списком федеральных операторов электронного документооборота , действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.

Распределение

Зачисляются в бюджет и распределяются акцизы в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".

Акцизы: что нового в 2017 году?

В 2017 году:

  • На 3 пункта расширен список подакцизных товаров - согласно изменениям, внесенным в п. 1 статьи 181 НК РФ Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ, акцизом с 2017 года облагаются электронные системы доставки никотина (электронные сигареты), жидкости для электронных сигарет с содержанием никотина и табак, предназначенный для употребления путем нагревания. Ставки акциза на эти товары составляют: электронные системы доставки никотина - 40 рублей за 1 штуку; жидкости для них - 10 рублей за 1 мл.; табак для потребления путем нагревания - 4 800 рублей за 1 кг.
  • С 1 июля 2017 года изменяются правила освобождения от уплаты акциза при продаже товаров за пределы РФ - появляется альтернатива банковской гарантии, а именно, договор поручительства, который может быть оформлен между налоговым органом и третьим лицом - не обязательно банком. Ранее у экспортеры могли быть освобождены от уплаты акциза только на основе банковской гарантии, а это нововведение расширяет их возможности. Изменения внесены в п. 3 ст. 184 НК РФ - новые правила (возможность использования договора поручительства вместо банковской гарантии) применяются только к налогам, срок уплаты которых наступает после 1 июля 2017 года.
  • Увеличены ставки акциза на:
    • этиловый спирт, реализуемый организациями, не уплачивающими аванс, с 102 до 107 рублей за литр содержащегося этилового спирта;
    • спиртосодержащую продукцию (кроме продукции в аэрозольной упаковке) с 400 до 418 рублей за литр содержащегося этилового спирта;
    • алкоголь с долей этилового спирта свыше 9% (кроме пива и вин) с 500 до 523 рублей за литр содержащегося этилового спирта;
    • алкоголь с долей этилового спирта до 9% (кроме пива и вин) с 400 до 418 рублей за литр содержащегося этилового спирта;
    • вина (кроме вин с защищенным географическим указанием) с 9 до 10 рублей за литр;
    • сидр, пуаре и медовуху с 9 до 10 рублей за литр;
    • игристые вина (кроме вин с защищенным географическим указанием)с 26 до 27 рублей за литр;
    • игристые вина с защищенным географическим указанием с 13 до 14 рублей за литр;
    • пиво с содержанием этилового спирта от 0,5% до 8,6% с 20 до 21 рубля за литр;
    • пиво с содержанием этилового спирта свыше 8,6% с 37 до 39 рублей за литр;
    • табак (кроме сырья для производства) с 2 000 до 2 520 рублей за кг.;
    • сигары со 141 до 171 рубля за 1 штуку;
    • сигариллы, биди, кретек со 2 112 до 2 428 рублей за 1 000 штук;
    • сигареты, папиросы с 1 250 рублей 1 000 штук + 11% от расчетной розничной максимальной цены до 1 562 рублей за 1 000 штук + 14,5% от расчетной розничной максимальной цены;
    • автомобили мощностью от 90 до 150 л.с. с 41 рубля до 43 рублей за 1 л.с.;
    • автомобили мощностью свыше 150 л.с. с 402 до 420 рублей за 1 л.с.;
    • мотоциклы мощностью свыше 150 л.с. с 402 до 420 рублей за 1 л.с.;
    • автомобильный бензин класса 5 с 7 530 до 10 130 рублей за 1 тонну;
    • автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, с 10 500 до 13 100 рублей за 1 тонну;
    • дизельное топливо с 4 150 до 6 800 рублей за 1 тонну;
    • прямогонный бензин с 10 500 до 13 100 рублей за 1 тонну;
    • средние дистилляты с 4 150 до 7 800 рублей за 1 тонну.
  • Уменьшены ставки акциза на:
    • моторные масла для двигателей с 6 000 до 5 400 рублей за 1 тонну;
    • бензол, параксилол, ортоксилол и авиационный керосин с 3 000 до 2 800 рублей за 1 тонну.
  • В 2017 году новым п. 9 ст. 194 НК РФ введен повышающий коэффициент T к специфической ставке акциза на сигареты, и (или) папиросы, и (или) сигариллы, и (или) биди, и (или) кретек. Он применяется при реализации этой продукции в сентябре - декабре в объемах, превышающих среднемесячный объем реализации за прошлый календарный год. Это сделано для равномерного поступления акцизов от продажи в течение года, поскольку обычно пик реализации такой продукции приходится на конец налогового периода.
  • В пункт 2 статьи 200 НК РФ Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ внесены изменения. Согласно дополнению, при использовании в налоговом периоде приобретенного подакцизного товара для производства одновременно подакцизных и неподакцизных товаров порядок определения суммы вычета должен определить сам налогоплательщик и закрепить его в налоговой учетной политике.

    Уточнить порядок можно:

Обращаем внимание !

При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней - это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ.

При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

Налоговые вычеты

Согласно статье 200 НК РФ плательщики акцизов вправе уменьшить сумму налога по подакцизным товарам на установленные этой нормой налоговые вычеты. По пункту 2 указанной нормы суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком при ввозе на территорию РФ подакцизных товаров, приобретших статус товаров Таможенного союза, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров, подлежат вычетам.

При расчете акциза на спиртосодержащую продукцию и алкогольную продукцию (кроме натуральных вин без спирта)налоговые вычеты производятся в пределах суммы акциза, исчисленной по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, произведенным на территории РФ, исходя из объема использованных товаров и ставки акциза, установленной п. 1 ст. 193 НК РФ в отношении этилового и коньячного спиртов, реализуемых организациям, уплачивающим авансовый платеж акциза.

При использования в качестве сырья товаров, ввезенных на территорию РФ, налоговые вычеты производятся в пределах суммы акциза, исчисленной исходя из объема использованных товаров и ставки акциза, установленной п. 1 ст. 193 в отношении этилового и коньячного спиртов, реализуемых организациям, не уплачивающим авансовый платеж акциза.

Для использования налоговых вычетов:

  • акциз должен быть предъявлен плательщику к уплате;
  • уплачен налогоплательщиком;
  • подакцизные товары обязательно должны использоваться в качестве сырья для производства.

По пункту 3 ст 201 НК РФ вычеты производятся в части стоимости соответствующих подакцизных товаров, использованных в качестве основного сырья, фактически включенной в расходы на производство других подакцизных товаров, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Ранее оставался не урегулированным вопрос - как определять сумму вычета, если товар использовался как сырье одновременно при производстве подакцизных и неподакцизных товаров.

В 2017 году неопределенность устранена - в пункт 2 статьи 200 НК РФ Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ внесены изменения. Согласно дополнению, при использовании в налоговом периоде приобретенного подакцизного товара для производства одновременно подакцизных и неподакцизных товаров порядок определения суммы вычета должен определить сам налогоплательщик и закрепить его в налоговой учетной политике.

Уточнить порядок можно:

  • при изменении технологии производства;
  • с начала нового налогового периода, но не ранее чем по истечении 24 следующих подряд налоговых периодов.

Власти предложили отменить льготы производителям российского марочного алкоголя

Отечественные виноделы, производящие защищенные вина, лишатся пониженных ставок акциза, следует из «Основных направлений бюджетной и налоговой политики». Уравнять акцизы на российские и импортные вина требуют правила ВТО

Фото: Сергей Мальгавко / ТАСС

​Минфин в проекте «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики» на 2019-2021 годы, обсуждаемом сегодня в Госдуме (*.pdf), предложил ряд значительных изменений в порядке акцизного обложения винной продукции. Главное из них — отмена с 2019 года пониженной ставки акциза на вина и шампанское с защищенным географическим указанием (ЗГУ) и защищенным наименованием места происхождения (ЗНМП). Поскольку винами с ЗГУ и ЗНМП могут быть только российские вина, произведенные из российского винограда, предложение Минфина означает, что акцизы на отечественные и импортные вина будут уравнены.

По правилам ВТО

Сейчас акцизы на тихие вина без ЗГУ и ЗНМП составляют 18 руб. за литр, на игристые вина без защиты — 36 руб. за литр, а на защищенные вина и игристые вина — 5 и 14 руб. соответственно. Минфин и ФТС в мае прошлого года , что по российскому законодательству импортные вина не могут быть отнесены к винам с ЗГУ/ЗНМП, а значит, они облагаются обычным акцизом, а не пониженным. После этого импортеры вина стали утверждать, что акцизные преференции для российских виноделов нарушают правила Всемирной торговой организации (ВТО). В октябре 2017 года министр экономического развития Максим Орешкин подтверждал , что у Евросоюза есть претензии в рамках ВТО к российским акцизам на импортные вина.

По правилам ВТО, нельзя создавать налоговые преференции для аналогичных местных товаров, поэтому льготный акциз на вина с ЗГУ не вписывался в нормы организации, говорит руководитель WineRetail Александр Ставцев. Цель выравнивания акцизов — «создать благоприятные условия для развития виноделия в России, которые в то же время отвечали бы нормам международного права, взятым Россией на себя международным обязательствам», подтвердила РБК пресс-служба Минфина.

В случае принятия предложения Минфина ставки акцизов на отечественные и импортные вина станут одинаковыми: 18 руб. для тихих вин и 36 руб. для игристых. В 2020 году по действующему законодательству они вырастут на 1 руб. — до 19 и 37 руб. В проекте «Основных направлений» Минфин говорит, что ставки всех акцизов, уже установленные на 2019-2020 годы , меняться не будут, а на 2021 год будут проиндексированы на прогнозный уровень инфляции (4%). Исходя из этого, акцизы на тихие и игристые вина в 2021 году составят 20 и 38 руб. соответственно.

Из собственного винограда

Инициатива Минфина уравняет в акцизах не только российские и импортные вина, но и отечественные вина с ЗГУ/ЗНМП и без. Однако чтобы сохранить для отечественных виноделов стимул создавать производства защищенных вин, Минфин намерен ввести акцизы на виноград, используемый для производства вина, шампанского, коньячного дистиллята, а тем производителям, которые используют виноград собственного производства, предоставлять налоговый вычет «с применением повышающего коэффициента».

Развитие собственных виноградников заложено в развития виноградарства и виноделия в Российской Федерации на период до 2025 года — в частности, речь идет о «стимулировании роста количества малых виноделен, в которых осуществляется производство винодельческой продукции из собственного винограда». Из документа Минфина следует, что производители вина, которые не сами выращивают виноград, а закупают его у других российских предприятий, не получат право на вычет.

Пока в России производится очень мало вина с ЗГУ и ЗНМП, поэтому поступления акцизов с них символические. В 2017 году консолидированный бюджет собрал лишь 88 млн руб. акцизов на защищенные вина и шампанские; при этом акцизов на импортные вина, шампанские и винные напитки поступило на 6,2 млрд руб. (данные Федерального казначейства).

По итогам 2017 года в России было произведено около 4-5 млн бутылок вина с ЗГУ, что соответствует не более чем 1,5% от общего объема производства вина, приводит статистику президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович. Однако, по его словам, выпуск таких вин постоянно растет, поэтому на сегодняшний день их доля может составлять уже около 2-3%.

Уравнивание российских производителей и импортеров плохо скажется на российском рынке вина, считает Попович. Однако налоговый вычет для производителей, которые используют собственный виноград, дает надежду, что негативный эффект будет сглажен, добавляет он. При этом важно, чтобы закон предполагал вычет за использование не «собственного», а «произведенного в России» винограда — не все виноделы готовы выращивать необходимое количество винограда, но могут закупать его у других российских производителей, говорит Попович.

Российские производители вина с большим трудом в последние годы пытались добиться минимальных льготных условий, и предложение Минфина во многом перечеркивает эту работу, утверждает президент винного дома «Абрау Дюрсо» Павел Титов. Сам «Абрау Дюрсо» производит часть вина из собственного винограда и часть — из импортного виноматериала, поэтому действующие льготы распространяются не на все производство, пояснил Титов. В целом пока инициатива министерства не до конца ясна — например, почти никогда у производителя вина нет исключительно «собственного винограда», говорит он. А производить оплату акциза за виноград будет тяжело даже с учетом вычета, в итоге это снова приведет к закредитованности производителей, заключает Титов.

Пресс-служба Минфина уточнила РБК, что налоговый вычет будет предоставляться производителям винодельческой продукции «полного цикла производства», использующим в качестве сырья «любой виноград» (то есть в том числе закупаемый у других российских юрлиц). «Конкретные предложения с наиболее оптимальными размерами налогового вычета, повышающего коэффициента и т.д. будут определены в дальнейшем. Эти вопросы пока обсуждаются», — добавили в пресс-службе.

Также Минфин предложил взимать акцизы с «винных напитков без добавления этилового спирта» в таком же размере, что и на шампанские вина. Сейчас такие напитки, часто маскирующиеся под шампанское, облагаются акцизом по ставке 18 руб. за литр, как обычное вино. Минфин, таким образом, предлагает повысить акциз по ним до 36 руб. Приравнивание ставок акциза для винных напитков, маскирующихся под шампанское, к акцизам на шампанское — давно ожидаемая и справедливая мера, говорит Попович, она нацелена на устранение экономических стимулов для изготовления таких напитков.

Акцизы на парфюм

Еще одной важной мерой акцизного регулирования, которую предложил Минфин, является включение в перечень подакцизных товаров любой спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции, независимо от объема тары, в которую она разлита. При этом на такую продукцию предлагается ввести нулевую ставку акциза (сейчас нулевой акциз действует только в отношении парфюмерии и косметики в металлической аэрозольной упаковке). Кроме того, Минфин предлагает дать таким производителям право на налоговый вычет в размере суммы акциза, исчисленной при покупке этилового спирта, если производитель документально подтверждает использование спирта в целях выпуска парфюмерно-косметической продукции.

Минфин ранее готовил законопроект , содержащий аналогичные предложения. Смысл инициативы заключается в том, чтобы мерами налогового регулирования дополнительно контролировать оборот этилового спирта и ограничить оборот спиртосодержащих продуктов, используемых в качестве суррогатного алкоголя. Акциз в бюджет с продажи парфюмерии при нулевой ставке не платится (то есть фискальной логики здесь нет), но производитель обязан сдавать дополнительную декларацию по акцизам, из которой видно, сколько спиртосодержащей продукции произведено.

Участники парфюмерно-косметической отрасли законопроект Минфина тогда раскритиковали. Они предупреждали, что на добросовестных участников рынка ляжет дополнительное бремя в виде увеличения количества отчетности (хотя они и так тщательно контролируются регуляторами), а на производителей спиртосодержащих жидкостей «двойного назначения» это никак не повлияет. С суррогатами лучше бороться путем установления минимальных розничных цен на спиртосодержащую парфюмерно-косметическую продукцию на уровне розничной цены на водку, говорилось в отзывах бизнеса на законопроект Минфина. В итоге Минэкономразвития в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия не поддержало законопроект и попросило Минфин его доработать.

ЕРЕВАН, 8 ноя — Sputnik, Мария Шелудякова . В России с 1 января 2017 года в два раза повышаются акцизы на вино. Как сильно индексация ударит по поставщикам из стран СНГ и Грузии, рассказал Sputnik глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз.

Акцизы — косвенные налоги на товары массового потребления. Их стоимость всегда закладывается в стоимость товаров. Для россиян повышение акцизов обозначает очередное повышение цен. В следующем году акциз на вина (без содержания спирта) вырастет в два раза.

Ожидается повышение цен на все вина, за исключением игристых и шампанского, фруктовых вин и винных напитков. В среднем стоимость одной бутылки красного и белого вина возрастет на 7,5 рублей. Для продукции из импортного винограда предусмотрено повышение с 9 до 18 рублей.
Многие эксперты полагают, что рост акцизов на вино ударит и по самим производителям, однако Дробиз с ними не согласен. На импортные вина акцизы почти не повлияют, уверен он, — в большей степени под ударом окажутся российские производители. При этом Дробиз подчеркнул, что доля импортного вина в России в настоящее время не превышает 25%: "Никакого переворота из-за повышения акцизов не произойдет".

Из-за девальвации рубля и падения реальных доходов россиян резко упал импорт вина, в том числе и из стран СНГ и Грузии. Импортеры, ориентированные на российский рынок, в последние годы осознанно снизили объемы поставок, опасаясь, что не смогут продать прежние объемы по выросшей цене.

"Ахашени" и "Хванчкара"

Сегодня в России просто нет дешевого вина из государств СНГ, подчеркнул эксперт. Украинское вино исчезло с российских прилавков, а азербайджанского вина почти не осталось. Лидерами поставок в настоящее время являются Абхазия, Грузия, Армения и Молдова, однако речь идет о крайне небольших объемах.

Рост акцизов не повлияет на объемы поставок грузинского вина, потому что оно в России и так дорогое. Если цена немного возрастет — не страшно, российский потребитель этого не заметит, считает эксперт.

"В 2016 году поставки этого вина в Россию выросли практически на 40%, но ранее, в 2015 году, они в два раза упали. Поэтому импорт грузинского вина в России — минус 25% по сравнению с 2014 годом. На грузинское вино повышение акцизов влияния не окажет", — заключил Дробиз.

Выборы в Молдове покажут

Молдавское вино в Россию идет только из Гагаузии, и вопрос поставок из этой страны носит политический характер. В России сейчас на 60% меньше молдавского вина, чем в 2005 году. Однако рост акцизов повлияет на молдавских производителей существенней, чем на импортеров из Грузии, потому что оно значительно дешевле.

"Выборы в Молдове покажут, будет ли в России молдавское вино. Лидер партии социалистов Игорь Додон выиграет — пойдет экспорт в РФ, выберут другого президента — скорее всего, не пойдет. В любом случае, прежние объемы будут только при условии решения российско-молдавского вопроса", — подчеркнул эксперт.

Для Армении существенного удара не будет, потому что армянское вино в России и без того совсем не дешевое: "Подорожает бутылка армянского вина на 20 рублей — это не смертельно". Да и объемы на российским рынке совсем смешные, подчеркнул Дробиз, около двух миллионов литров.
Абхазское вино с 2015 года в группе лидеров на рынке российского импортного вина, однако оно тоже довольно дорогое.

Сколько должна стоить бутылка

Дешевым глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя называет вино, бутылка которого стоит менее 200 рублей. По его мнению, бутылка хорошего вина из настоящего винограда в России могла бы стоить 120 рублей, однако на ценообразование влияют курс доллара, и после девальвации рубля (конец 2015 года) дешевого импортного вина в РФ просто не может быть.

"Некоторые пижоны уверены, что хорошего вина дешевле 500 рублей вообще не существует. Но 90% европейцев пьют вино стоимостью около одного-двух евро за бутылку — и во Франции, и в Италии, и в Испании. К слову, испанцы опубликовали ТОП-10 недорогих, но очень хороших вин в испанских сетевых супермаркетах. Первое место заняло вино за 1,4 евро. Так что хорошее вино может быть дешевым", — рассказал эксперт.

В странах Евросоюза много дешевых вин, потому что дотации на один литр составляют 1 евро, что позволяет значительно сдерживать цены, отметил также Дробиз.

При этом, по расчетам руководителя Центра исследований, 80% российских потребителей не позволяют себе вино, которое дороже 200 рублей. Двенадцать лет назад в одной ценовой категории были российские, украинские, молдавские, болгарские и румынские вина. Сейчас из-за курса доллара в сегменте недорогих вин у российского вина нет конкурентов.

"Неприятен сам факт повышения акцизов. Получается, что государство не поддерживает отечественных производителей и зарождающуюся культуру потребления вина, — отметил он. — А сейчас россияне в пять раз меньше пьют вина, чем в советский период. Нам надо не только виноградники высаживать, но и население переубеждать, перевоспитывать и всеми силами стараться удешевлять вина дотациями".

С 1 января 2017 года в России также ожидается незначительное повышение акцизов на бензин и табачные изделия (в том числе электронные сигареты).