Меню
Бесплатно
Главная  /  Закуски   /  "если хочешь кушать "мишку" - заведи себе сберкнижку" или богатая история любимых конфет. Экспертиза конфет: шоколад под вопросом Мишки конфеты в сосновом лесу

"если хочешь кушать "мишку" - заведи себе сберкнижку" или богатая история любимых конфет. Экспертиза конфет: шоколад под вопросом Мишки конфеты в сосновом лесу

Светлана Янкина, Ирина Гордон

Известный фокус: когда говорят "назови поэта" практически все отвечают - Пушкин, а когда художника, то вспоминают Шишкина. Сегодня в день 180-летия художника корреспонденты агентства РИА Новости отправились в Музей истории какао и шоколада, где нам рассказали, как медвежата с картины "Утро в сосновом лесу" из коллекции Третьяковской галереи перекочевали на фантик "Мишки Косолапого" и при чем тут немцы, сберкнижка и цветущий миндаль.

Оказалось, что "Мишка Косолапый" - самая старая конфета, которую производят на фабрике. Она, как и ее упаковка, появилась в позапрошлом веке и до нас практически неизменными дошли и рецепт, и фантик.

"В XIX веке ни конфеты, ни шоколад, не имели названия. Шоколад обозначался цифрами и упаковывался в фольгу. Покупатели различали его либо по номерам, либо по цвету фольги. Так же и с конфетами. Они назывались пралиновые - пралине это миндаль, растертый с сахаром с добавлением какао-масла. Начинка - между двумя хрустящими вафлями, покрытая шоколадом. Вот, кажется, все и просто", - рассказала директор музея какао и шоколада Людмила Нумерова, подводя к витрине, где среди старинных баночек и коробочек от сладостей почетное место занимает стопочка "Мишек Косолапых".

По словам Нумеровой, миндаль, растертый с сахаром, был очень распространенным лакомством в Германии, на родине Фердинанда Теодора фон Эйнема, основателя фабрики "Эйнем", после национализации ставшей "Красным Октябрем". Очевидно, чтобы не сильно тосковать, он решил производить в России лакомство, которое напоминало бы ему о доме. Грусть окончательно развеялась, когда стало ясно, что эта конфета пользуется огромным спросом, увеличивая тем самым капитал владельца фабрики.

Шедевр Шишкина оказался на конфетной обертке вскоре после того, как Павел Третьяков приобрел картину художника "Утро в сосновом лесу" для своей коллекции. Известный факт - тех самых медведей писал не сам Шишкин, а художник Савицкий, за что и получил четверть суммы, вырученной за продажу полотна. Менее известно, что позже он снял свою подпись с картины, отказавшись от авторских прав на нее. Как договорились тогда Эйнем и Третьяков, доподлинно неизвестно, однако факт остается фактом - художник Эммануил Андреев, которому заказали обертку для пралиновых конфет, взял за основу сюжет "Утра в сосновом лесу" и поместил его на бирюзовый фон. Директор Музея какао и шоколада не исключает, что соответствующий документ где-нибудь, да сохранился и не теряет надежду его обнаружить.

"Название конфеты, видимо, родилось вместе с дизайном фантика. Когда это произошло - точно сказать сложно, но на исторической этикетке присутствует герб российской империи - отличительный знак победителя художественно-промышленной ярмарки в Нижнем Новгороде. Это означает, что в промежуток между концом 1880-х и серединой 1890-х годов эта конфета уже была в продаже с этой оберткой и названием", - поделилась директор музея.

Один из ценнейших экспонатов - подлинный фантик "Мишки Косолапого" рубежа XIX-XX веков, за которым пришлось погоняться по аукционам. Кроме того, в собрании находится обертка начала 1920-х годов с агитационной надписью "Если хочешь кушать "Мишку", заведи себе "Сберкнижку". Это было единственным нововведением советской эпохи, бирюзовый фон и медведи остались на месте. Здесь же - книжка "Моссельпрома" с прейскурантом, изучив который становится ясно, что совет дан дельный: "Мишки Косолапые" были самыми дорогими конфетами - по четыре рубля за кило.

Музей, второе название которого - "МИШКА", открылся не так давно, но от посетителей уже нет отбоя. Так что стоит записаться на экскурсию (пока в музей пускают только так), надеть белый халат с шапочкой и приготовится узнать что-то новое о сладкой жизни.

«Мишка косолапый» - конфеты родом из нашего детства. Но мало кто знает, насколько старый рецепт у этого лакомства. Сейчас его изготавливают на московской кондитерской фабрике «Красный Октябрь». Но косолапые мишки достались советскому пищепрому от прежнего, буржуазного хозяина - Теодора Фердинанда фон Эйнема. А каков состав конфет сейчас? Повлияло ли на него появление всяческих эмульгаторов и стабилизаторов, красителей и усилителей вкуса? Это мы рассмотрим в нашей статье.

Как Шишкин приобщился к появлению конфет

Фабрика Эйнема появилась в России в девятнадцатом веке, а именно в 1867 году. Производитель шоколад паковал в разноцветную фольгу и давал простые номера. А вот что касается конфет, он проявлял творческую фантазию, называя их звучными именами: «Золотой Ярлык», «Миньон», «Ампир». Выпускались эти сладости в коробках. Поскольку покупатель любит все новое, Эйнем стал выпускать серийные конфеты. В коробочки он вкладывал коллекционную карточку с красивой картинкой на одной стороне и энциклопедической информацией на обороте. Были разнообразные серии: «Дары моря и земли», «История охоты в России» и т. д. И вот однажды Эйнем выпустил новую серию шоколадных конфет. Называлась она «Русские художники и их картины». Серия состояла из двенадцати карточек. И одной из них была репродукция картины Шишкина «Утро в сосновом лесу». Серия вышла в 1896 году. Так что «Мишка косолапый» - конфеты достаточно солидного возраста. Им уже больше ста двадцати лет.

Старинный рецепт сладости

Вся серия, посвященная картинам русских художников, была одинаковой. То есть разные карточки вкладывались в коробки произвольно. Был в этой коллекции и «Витязь на распутье» кисти Васнецова, и другие известные работы отечественных мастеров. Но из них всех в историю русского кондитерского мастерства вошел только Шишкин со своим «Утром в сосновом лесу». Намного позже сладость получила название «Мишка косолапый».

Конфеты (состав десерта был дорогостоящим) эти могли позволить себе далеко не все граждане. Между хрустящими тонкими вафельками помещалось пралине - растертый в муку миндаль с сахаром и какао-маслом. Вся конфета была покрыта шоколадной глазурью. Пралине - излюбленное лакомство в Германии, а Эйнем был немцем. Поскольку миндаль - орех дорогой, то и конфеты стоили недешево. Большинство населения могло их позволить себе только в светлый праздник Рождества. А потому и первые фантики были украшены Вифлеемскими звездами.

Обретение обертки

Конфеты из серии «Русские художники» очень полюбились публике. Однако купить целую коробку было порой слишком дорого. Поэтому Эйнем на рубеже двадцатого века наладил выпуск развесных конфет. Каждую из них надо было упаковать в отдельную обертку. И из всех двенадцати открыток он выбрал знаменитую работу Шишкина. Конечно, ее стилизовали под обертку. Убрали пейзаж, оставили только трех медвежат. Тогда же появилось и название сладости - «Мишка косолапый». Конфеты приобрели современный дизайн в 1913 году. Художник Мануил Андреев нарисовал медведицу и трех ее детенышей на бирюзовом фоне в обрамлении еловых веточек. Вифлеемские звезды также «перекочевали» на фантик. После революции фабрику Эймена национализировали и переименовали в «Красный Октябрь». Но конфеты под названием «Мишка косолапый» продолжали выпускать по дореволюционному рецепту и в тех же обертках. И они продолжали пользоваться той же популярностью.

«Мишка косолапый» (конфеты): «Красный Октябрь» и Маяковский

Как только мир стал торговать со Страной Советов, этот вид сладостей начали экспортировать. Для изготовления кондитерских изделий использовались только отборные продукты. Килограмм конфет «Мишка косолапый» поэтому стоил четыре рубля - неслыханные в те времена деньги. Этот продукт из-за высокой цены стал неким эквивалентом благоустроенной жизни. Великий советский поэт Владимир Маяковский придумал меткий слоган: «Если хочешь кушать «Мишку», заведи себе сберкнижку». Несмотря на то что этот девиз был призван побудить граждан вкладывать накопления в банк, он был перенесен на этикетку дорогостоящей конфеты. И это сработало!

Чем современный «Мишка косолапый» отличается от своего предшественника

В ту счастливую пору, когда человечество еще не знало эмульгаторов и стабилизаторов, а для того, чтобы придать вкус продукту, изготовитель клал в него натуральные составляющие, конфеты делались из вафель, тертого миндаля, смешанного с какао-маслом, и чистого шоколада. Рецептура не поменялась и после революции 1917 года. Но вот прошло много лет, век химии вступил в свои права, и это самым прискорбным образом повлияло на состав конфет «Мишка косолапый». «Красный Октябрь» сейчас использует для шоколадной глазури вместе с каноничными какао и сахаром негидрогенизированные подсолнечное, пальмовое масло, а также иллипе и ши. Вместо прежнего «пралине» теперь на этикетке значится «начинка». Из чего же она состоит? Тертый миндаль, сахар и какао-масло там по-прежнему есть. Но теперь к ним добавились ароматизатор «ваниль», Е-476 и соевый лецитин. Химия проникла даже в вафли. Чтобы продлить их свежесть, в тесто добавляют эмульгатор Е322 и антиокислитель Е306. Ванильным привкусом вафли обладают благодаря «ароматизатору, идентичному натуральному». И под конец ОАО «Красный Октябрь» нехотя признается: «Возможно присутствие арахиса, фундука и молочных продуктов».

Потеря популярности

Как видим, всеми любимый в детстве десерт уже не тот. И удешевление ингредиентов никак не сказалось на цене. «Мишка косолапый» - конфеты, которые стоят более чем дорого - около восьмисот рублей за килограмм. Популярность их сохраняется разве что по инерции. Многие люди покупают кондитерские изделия бренда, помня, какими вкусными они были раньше. На волне популярности «Мишка» перебрался и в другие республики бывшего Союза. Там ведь тоже жива память о конфетах кондитерской фабрики «Красный Октябрь». В Украине импортируемый из России продукт стоит четыреста восемьдесят гривен за килограмм - около двадцати долларов. Поэтому Харьковская бисквитная фабрика наладила производство конфет «Ведмедик клишоногий». Причем этикетка сладости осталась идентичной российской. А состав очень похож на традиционный.

Польза и вред продукта

Калорийность конфеты «Мишка косолапый» зависит от ее состава. А поскольку продукт с таким названием выпускает не только ОАО «Красный Октябрь», но и «Рот Фронт», рецептура меняется. Некоторые производители за рубежом используют в начинке мед, что, конечно, увеличивает полезные свойства сладости. Давайте изучим пищевую ценность ста граммов этого популярного в народе десерта. Углеводов в нем целых 58,6 г, то есть больше половины. Жиры составляют 30 г. А белков всего 6 г. Что касается энергетической ценности ста граммов продукта, то она составляет 530 ккал. Это довольно много. Так что, если не хотите превратиться в неуклюжего медведя, следует ограничить себя в употреблении этой сладости. Калорийность 1 конфеты «Мишка косолапый» составляет восемьдесят единиц.

Что говорят потребители о продукте

Сколько ностальгии по прежнему очаровательному вкусу звучит в отзывах! Современные конфеты можно есть, пока они свежие. Тогда вафли, по крайней мере, не отлипают от начинки, а та не крошится, сохраняя пластичность. Потребителей очень разочаровывает глазурь. Она не тает во рту. Пальмовое и другие масла (которых в шоколаде быть не должно) оставляют приторный привкус во рту. Мнение потребителей единое: производителю следует придерживаться прежней рецептуры.

Мало кто знает, что конфеты "Мишка Косолапый" (медовый грильяж) - это визитная карточка не только промышленности, но и гордость самой Царской России. Ведь родился этот сладкий шедевр в мастерских легендарной паровой фабрики «Эйнем», которая занималась производством чайного печенья и шоколада с 1851 года. Какой же была "жизнь" конфет с буквально вековой историей?

"Мишка косолапый" - конфеты со вкусом искусства

Обертку этих сладостей украшает видоизмененный сюжет всем известной картины «Утро в сосновом бору», написанной Иваном Шишкиным в 1889 году. Но именно с легкой руки Маниула Андреева - крупного промышленного художника - это и стало «лицом» одного из самых популярных в России и за ее пределами сорта конфет.

Когда Юлию Хойсу, который тогда вел дела фабрики, впервые принесли на дегустацию конфету, состоящую из толстого слоя орехового пралине, покрытого она понравилась ему настолько, что приступить к массовому выпуску данного вида нужно было немедленно. И, если верить легенде, то именно репродукция картины «Утро в сосновом бору» украшала стену в кабинете господина Хойса. Отсюда и пошло название, а позднее и оформление новых конфет.

Так начался путь «Мишки косолапого» от фабричного кондитерского цеха на столы многих поколений россиян. Но далеко не всегда этот путь был столь уж «сладким».

От «Эйнема» до «Красного Октября»

«Мишка косолапый» - конфеты со столетней историей. Все началось еще на царской фабрике «Эйнем», которая в 1922 году, через пять лет после Октябрьской Революции, была переименована в «Красный Октябрь». К счастью, несмотря на потрясения и перемены в государстве, производство этих конфет не было приостановлено. Они, как и многие другие известные всем сорта ириса и шоколада, выпускались без перерыва вплоть до когда ассортимент кондитерской продукции был сокращен до 2 наименований, а часть производственных мощностей переведена на выпуск концентратов каш и сигнальных шашек.

Только в 1960 году эти конфеты вернулись на прилавки магазинов и смогли вновь порадовать всех своих уникальным вкусом.

Не просто грильяж

С тем, что это, пожалуй, один из самых известных и любимых сортов конфет, спорить не приходится, но возникает вопрос: чем же так популярен «Мишка косолапый»? Конфет сегодня очень и очень много, даже видов того же грильяжа можно насчитать не один десяток, но лидерство по продажам всегда остается за данным сортом. Секрет успеха прост: это мягкий грильяж. Не те конфеты, о которые можно сломать зубы, пытаясь разгрызть их, а нежное и вкусное медово-ореховое лакомство. Их очень часто кладут в детские новогодние подарки. Поэтому «Мишка косолапый» - конфеты, знакомые большинству людей с детства. А теперь - более подробно о самой сути, то бишь о составе.

Конфеты «Мишка косолапый»: состав

Со времени появления и до наших дней рецептура изготовления этого любимого всеми лакомства претерпела множество изменений. На сегодняшний день в состав конфет входят следующие ингредиенты:

  • дробленый арахис;
  • шоколадная глазурь, которая состоит из тертого какао, сахара, какао-порошка, эквивалента масла какао, эмульгаторов E476 и E322 и идентичного натуральному ванильного ароматизатора;
  • сахара;
  • дробленого ядра фундука;
  • патоки;
  • заменителя молочного жира;
  • фруктового пюре;
  • натурального меда;
  • цельного сухого молока;
  • "Ванильно-сливочному";
  • желирующий агент Е407;
  • эмульгатор Е322;
  • кислоты лимонная;
  • цитрата натрия.

Цена

Данный сорт грильяжа отличается приятным соотношением цены и качества, что всегда привлекает внимание потребителей. Но «Мишка косолапый» - конфеты, цена на которые может отличаться в зависимости от места их покупки. Они выпускаются в упаковках разного вида и веса. Самая популярная форма расфасовки - пакетики по 250 грамм. Средняя цена такой упаковки на сегодня составляется 100-110 рублей.

Если покупать конфеты на развес, то цена за килограмм, как правило, начинается от 180 рублей, но также может значительно разниться в зависимости от места покупки. Дешевле покупать их в мелких розничных сетях или на оптовых рынках. В супермаркетах такие конфеты стоят на 30-40 рублей дороже. Особенно это касается «Мишки косолапого» в фирменных пакетиках по 250 грамм.

К сожалению, эти конфеты не выпускаются в подарочных коробках. Возможно, это связано с тем, что данный сорт не ассоциируется с чем-то редким, он хорошо известен, популярен и продается практически в каждой торговой точке.

Польза и вред

«Мишка косолапый» - которых равняется 528 ккал/100 г, что составляет четвертую часть средней суточной нормы. Поэтому этими сладостями, равно как и многими другими, лучше не злоупотреблять. Хотя на некоторых пачках указана иная калорийность - 491 или 493 ккал/100 г.

Все ли могут есть конфеты «Мишка косолапый»? Состав и содержание полезных органических веществ распределяется следующим образом:

  • углеводы - 54,4 г;
  • жиры - 31,3 г;
  • белки - 8,7 г.

Из-за наличия в составе сахара и высокого процента углеводов, такие конфеты противопоказаны людям с сахарным диабетом, медленным метаболизмом и склонностью к набору веса. Они хорошо насыщают, но голод после такого сладкого перекуса вернется очень быстро.

Также эти конфеты не подходят людям с аллергией на орехи и/или мед, шоколад и молочный жир, детям, страдающим диатезом, и людям с непереносимостью белка молока.

Конфетные войны: «Мишка» против «Мишки»

8 сентября 2014 года состоялся повторный между фабриками «Красный Октябрь» и «Победа». Причиной спора стал бренд конфет «Мишки в лесу», выпускаемый вторыми. По мнению истца (ОАО "Московская кондитерская фабрика "Красный Октябрь"), название слишком созвучно с их брендом «Мишка косолапый». К тому же обертки обоих сортов выглядят очень похоже, что также стало поводом обращения в суд.

Первая попытка «Красного Октября» отсудить у «Победы» 1,2 миллиона рублей компенсации не увенчалась успехом, так как судья отклонил требования ввиду того, что, по его мнению, ответчик не использовал на своих товарах изображение, столь схожее с оберткой продукции истца. Но адвокаты «Красного Октября» не сдались, позднее результаты судебного разбирательства были аннулированы, а заявление отправлено на повторное рассмотрение в вышестоящие органы.

Мировая известность

Clumsy Bear - под таким английским названием на мировом рынке выпускает конфеты «Красный Октябрь». «Мишка косолапый» любим не только в России, но и далеко за ее пределами. Для многих этот бренд стал таким же символом, как матрешка или борщ. Многие туристы, которые приезжают к нам, увозят домой килогарммы мягкого грильяжа в качестве подарков и сувениров.

Это лакомство можно купить и в так называемых «русских» магазинах по всему миру или даже заказать через Интернет. Разве это не то, что зовется мировой популярностью?

Да и сама фабрика «Красный Октябрь» известна за пределами России своим качеством и вековыми кондитерскими традициями. Кому-то может показаться, что мы не можем соревноваться в сладком искусстве с европейскими странами, в частности, с «шоколадной» Бельгией, но даже столь избалованные конфетами жители Европы остаются без ума от нашего грильяжа. Поэтому «Мишка косолапый» - конфеты, которые еще долгие десятилетия будут радовать нас своим неповторимым вкусом.

Вопреки общему мнению моих друзей, которые в курсе моего музеологического прошлого, важнейшим из искусств для меня является не живопись или архитектура, а искусство декоративно-прикладное: стекло, фарфор, текстиль, мебель и т.д. История вещей и быта, промышленный дизайн, рекламная графика - вот что возбуждает мой исследовательский интерес и заставляет просидеть весь день за компьютером в поисках ответа на какой-нибудь зацепивший вопрос. Например, сегодня вопрос был такой: «Почему Шишкина поставили на фантик»? Казалось бы, где медведи, а где шоколад. А все началось с того, что муж мой любит конфеты «Мишка косолапый». По традиции на новогодние праздники я обычно покупаю мешок любимых в семье конфет: себе - «Осенний вальс», «Птичье молоко» и батончики, а Михаилу Ивановичу - «Мишек». И вот сижу я утром, пью чай с конфетами и как кэролловская Алиса рассуждаю: « Едят ли кошки мошек Миша любит «Мишек». И Шишкин один из его любимых художников, как я ни билась обратить его внимание, к примеру, на Врубеля. Вот интересно, а почему конфеты называются «Мишка косолапый», а не «Утро в сосновом лесу», как называется собственно сама картина? И почему Шишкин? И кто в таком случае является дизайнером обертки? Не сам же Шишкин - должен был быть кто-то на производстве, промышленный дизайнер-график, который разработал макет фантика. И понеслось - весь день я погружалась в сладкий мир кондитерского производства, советского промышленного дизайна и коллекционирования фантиков. Кстати, коллекционирование фантиков от конфет называется «сакуломистика» от лат. sacculum "мешок". Наверняка вы этого не знали ))


"Мишка Косолапый" - самая старая по рецепту и упаковке конфета, которую производят на фабрике «Красный октябрь». Как известно, «Красный октябрь» был образован в 1922 году в результате национализации «Фабрики шоколадных конфектъ и чайных печений «Эйнем». Надо сказать, что до появления в России в 1867 году фабрики Теодора Фердинанд фон Эйнема ни конфеты, ни шоколад не имели названия. Шоколад обозначался цифрами и упаковывался в фольгу. Покупатели различали его либо по номерам, либо по цвету фольги. Именно Эйнем в тандеме со своим компаньоном Юлиусом Гейсом положили начало рекламе в кондитерской сфере. Особое внимание уделялось звучным названиям: «Ампир», «Миньон», шоколад «Боярский», «Золотой ярлык». На гордо реявших над городом дирижаблях красовались надписи, которые призывали покупать шоколад Эйнема. Для фабрики писал музыку свой композитор, и покупатель вместе с карамелью или шоколадом бесплатно получал ноты «Шоколадного вальса», «Вальса монпансье» или «Кекс-галопа». Для изготовления рекламы и упаковки фабрика Эйнема привлекала лучших художников того времени, таких как Врубель, Бакст, Билибин и Бенуа.


Реклама фабрики «Эйнем» отвечала модным тенденциям, была стильной, передовой, она развлекала и просвещала. Создавались красочные серии шоколада и конфет на различные темы: в коробки с конфетами вкладывалась коллекционная карточка, на одной стороне которой покупатель видел картинку, а на другой мог прочесть краткую статью энциклопедического характера. Существовали серии «Охота в России», «К 300-летию царствования дома Романовых», «1812 год», «Памятники России», «Клады земли и моря», но нас в данном случае больше всего интересует серия из 12 карточек «Русские художники и их картины», в которую вошло интересующее нас «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина, написанное в 1889 году и приобретенное Павлом Третьяковым для своей галереи в том же году.

Нет, он не Шишкин, он другой - это Васнецов. А исторической карточки с Шишкиным в архивах интернета не нашлось.


Серия карточек «Русские художники» вкладывалась в наборы конфет, покрытых шоколадной глазурью, с пралиновой начинкой, помещенной между двумя хрустящими вафлями. Пралине - это миндаль, растертый с сахаром с добавлением какао-масла, очень распространенное лакомство в Германии, на родине Фердинанда Теодора фон Эйнема. Если не считать заменителей какао-масла, эмульгаторов и ароматизаторов, рецептура конфеты за эти годы не изменилась. Серия «Русские художники» вышла в 1896 году, так что рецепту «Мишки» в этом году исполняется 120 лет. А вот что касается собственно названия «Мишка косолапый» и дизайна обертки, то здесь самое интересное впереди.

«Утро в сосновом лесу» (а не «Мишки в сосновом бору»). 1889 г.
Худ. И. Шишкин (мишек писал Константин Савицкий, как мы все хорошо знаем, но поскольку Третьяков при покупке велел стереть его подпись с картины, останемся в классической версии единоличного авторства Шишкина).
Государственная Третьяковская галерея


Практически одновременно с выпуском тематической серии карточек «Русские художники» шедевр Шишкина оказался уже на индивидуальной конфетной обертке, а не на карточках-вкладышах. В Музее истории шоколада и какао «МИШКа» на Малой Красносельской, д.7 в Москве хранится ценнейший экспонат - подлинный фантик "Мишки косолапого" рубежа XIX-XX веков, за которым музейщикам пришлось погоняться по аукционам. Название «Мишка косолапый» родилось, видимо, вместе с дизайном фантика. Когда это произошло - точно сказать сложно, но музейный фантик датируется серединой 1890-х годов. Однако этот фантик, хоть и повторяет полотно Шишкина, еще не является «тем самым» - с медвежатами на бирюзовом фоне. Авторство знаменитого дизайна «мишкиной» обертки принадлежит художнику Мануилу Андрееву, который в 1913 году поместил на обертку сюжет картины «Утро в сосновом лесу» в обрамлении зеленых еловых веток и нарисовал шестиконечные Вифлеемские звезды, так как в те годы конфеты были самым дорогим и желанным подарком именно на Рождество.

«Мишка косолапый» фабрики «Эйнем». Худ. М. Андреев. 1913 год


После 1917 года рисунки и шрифты для этикеток и упаковок заимствовались со старых, «дореволюционных» образцов, поэтому конфета «Мишка косолапый» в обертке по рисунку М. Андреева и по первоначальному рецепту производилась с 1925 года уже на фабрике «Красный октябрь» после национализации «Эйнема».

ЕСЛИ ХОЧЕШЬ КУШАТЬ "МИШКУ", ЗАВЕДИ СЕБЕ "СБЕРКНИЖКУ

«Мишка» производства «Красного октября» пользовался большой популярностью, экспортировался и стоил в Моссельпроме (пищевой трест Московского совнаркома, объединивший под своим началом кондитерские, мукомольные, пивоваренные и табачные фабрики Москвы), довольно дорого - 4 рубля за килограмм, это были самые дорогие конфеты той поры. Гений агитпропа Владимир Маяковский даже придумал звучный слоган, который тут же был запечатлен на фантике: «Если хочешь кушать «Мишку», заведи себе Сберкнижку». Это было единственным нововведением советской эпохи - бирюзовый фон, орнамент из ёлочек, медведи и даже вифлеемские звезды остались на своих местах.

Обертка «Мишки косолапого» производства
фабрики «Красный октябрь».
Нач. 1920-х гг. Худ. М. Андреев.


Кстати, определенную знаковость для массовой потребительской культуры, которую приобрели «Мишки» с начала выпуска на «Красном октябре» в 1925 году, иллюстрирует тот факт, что художник Александр Родченко изобразил именно эту конфету на стене знаменитого конструктивистского здания «Моссельпрома» в Москве. Помимо «Мишки косолапого» на стенах дома красовалась реклама молока и пива «Друг желудка», папирос «Герцеговина Флор» и знаменитый слоган Маяковского: «Нигде кроме, как в Моссельпроме».

«Дом Моссельпрома» в Калашном переулке в Москве.
Арх. Н. Д. Струков, панно - худ. А.М. Родченко и В. Ф. Степанова.
1925 г. В качестве примера «конфект», продающихся в Моссельпроме, приведен именно «Мишка косолапый».


Во время Великой отечественной войны производство кондитерских изделий на фабрике «Красный октябрь» было практически остановлено: выпускались шоколадные плитки «Гвардейский» и «Кола» с повышенным содержанием теобромина и кофеина, производились концентраты каш и сигнальные шашки. Тем временем автор знаменитой этикетки 1913 года Мануил Андреев, став одним из родоначальников российского промышленного дизайна, выполняет заказы для винодельческой, парфюмерной, табачной, чайно-кофейной и консервной промышленности. В 1944 году он становится членом Московского Союза художников и преподает рисунок молодым художникам-графикам, среди которых был Леонид Челноков - будущий главный художник фабрики «Красный октябрь».

Главный художник фабрики «Красный октябрь» Леонид Челноков.
1960-е гг.


В 1930-е годы Челноков под руководством Константина Юона занимался в «рабочей студии» при ВЦСПС. Юон, хоть и известен нам по картинам в Третьяковской галерее как пейзажист-традиционалист, возглавлял разработку рекламных плакатов и упаковки в «Моссельпроме». Отслужив в армии и пройдя войну, Челноков вернулся в Москву и по совету своего учителя Мануила Андреева решил попробовать себя на ниве «производственного искусства». Надо сказать, что отец Челнокова Константин Петрович возглавлял в то время литографию фабрики «Красный октябрь», то есть руководил производством упаковки, дизайн которой его сын будет разрабатывать на протяжении 40 лет. А пока начинающего промграфика Леонида Челнокова приняли в штат специализированной художественной мастерской «Главкондитер», находившейся в ведении «Красного октября», где он и проработал 42 года - сначала рядовым оформителем, а затем - главным художником. В мастерской «Главкондитера» он оформлял продукцию московских фабрик «Красный Октябрь», «Рот-Фронт», «Ударница» и фабрики им. Бабаева.
Будучи главным художником фабрики «Красный Октябрь», Челноков восстановил и переработал этикетки, созданные еще до революции его учителем Мануилом Андреевым для фабрики «Эйнем»: «Золотой ярлык», «Садко», «Вишня в шоколаде», «300-летие Дома Романовых» и, конечно, «Мишка косолапый». В 1958 году он нарисовал фантик стограммовой конфеты «Мишка косолапый» для Всемирной выставки в Брюсселе, на которой «Красный Октябрь» получил Высшую награду. Челноков упростил цветовую гамму первоначальной обертки, сделав «ёлочки» из зеленых бирюзовыми - в цвет фона, убрал декор вокруг надписей и неактуальные вифлеемские звезды. Не могу сказать, что такое упрощение мне нравится - я как раз больше за классическую версию Андреева с вифлеемскими звездами, но художнику виднее - подобный подход мог быть продиктован особенностями производства бумажной упаковки, экономией краски, эстетическими требованиями эпохи в конце концов.

Обертка «Мишки косолапого» образца после 1958 года. Худ. Л. Челноков.


С этого времени «Мишку» стали выпускать многие кондитерские фабрики СССР, создавая свою вариацию обертки. Пользуясь тем, что «Мишка косолапый» не был запатентован, в начале 90-х годов его стали выпускать даже в США. Во второй половине 90-х годов приоритет в использовании товарного знака «Конфеты «Мишка косолапый» Роспатент закрепил за «Красным Октябрем».
За время работы на «Красном октябре» Леонид Челноков создал сотни эскизов коробок для конфет и конфетных оберток: "Незнайка", "Раковые шейки", "Ну-ка, отними!", "Петушок", "Красный мак", "Стратосфера", "Бенедиктин", "Коровка", "Чебурашка", "Кис-кис", "Трюфели", "Лимонные". Наверно, большинство оберток советских конфет, которые мы помним, созданы именно Леонидом Челноковым. Помимо этого он был замечательным художником, его пейзажи и натюрморты находятся во многих частных коллекциях.

«Красный октябрь» продолжает выпускать карамель «Раковые шейки» в обертке по эскизу Л. Челнокова. Кстати, если раньше меня смущало это название, то теперь не смущает - помимо «раковых шеек», были еще «гусиные лапки» и «утиные носы». Откуда такая любовь к птичьей анатомии в советской кондитерской промышленности - для меня загадка.


КАК РОДИЛАСЬ «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»
В 1955 году директор «Красного октября» вызвал старшего мастера шоколадного цеха Николая Виноградова и приказал ему срочно изготовить крупную партию конфет "Мишка косолапый". На что получил ответ - "практически это невозможно, кончились запасы миндаля". Директор заявил, что это его мало интересует, делайте из тех орехов, которые есть. Виноградов снял халат и отказался делать халтуру. В конечном итоге была изготовлена пробная партия конфет, где вместо миндаля использовали арахис. Конфеты всем понравились, но назвали их "Красная Шапочка".
ПРОЩЕ - НЕ ЛУЧШЕ

Я говорила, что мне не понравилась тенденция 1950-х к упрощению изображений на обертках? Забудьте - то были цветочки. В наше время эта тенденция перешла нулевую отметку в разряд антихудожественного минуса. Видимо это такая же подделка под обертку, как и находящийся внутри суррогат из искусственных добавок и консервантов - подделка под «те самые конфеты». Для примера - «Белочка» тогда и сейчас.

«Белочка» тогда

«Мишка на Севере», «Мишка косолапый», «Ну-ка, отними!», «Птичье молоко» и, конечно же, «Белочка» — dolce vita советского человека, квинтэссенция шоколадного счастья лакомки, квазиунофантазия кондитерского мастерства, сладкие символы эпохи…

«Мишка на Севере»

Мягкие глазурованные конфеты с ореховой начинкой, заключенной в вафельный корпус, получившие такое ласковое название «Мишка на Севере», кондитеры фабрики имени Н. К. Крупской начали выпускать накануне Великой Отечественной войны, в 1939 году. Лакомство настолько полюбилось жителям города на Неве, что даже во время сложнейшего периода жизни Ленинграда, несмотря на все трудности военного времени и осадного положения, фабрика не прекратила производство этих конфет, хотя и приходилось использовать заменители традиционного кондитерского сырья.

Дизайн одной из первых оберток конфеты «Мишка на Севере»

Известный и узнаваемый дизайн обертки конфеты, на которой изображен белый медведь на заснеженных просторах Северного полюса, создала известная художница Татьяна Лукьянова, которая на протяжении многих лет сотрудничала с ленинградской фабрикой.


В СССР «Мишку на Севере» выпускали несколько фабрик

Шли годы, но популярность «Мишки на Севере» все возрастала, поэтому производители сочли необходимым усовершенствовать вкус любимого лакомства, добавив в 60-е годы в состав пралинового корпуса конфеты дополнительные виды орехов, а также расширить линейку кондитерской продукции столь удачной и востребованной марки.

«Мишка косолапый»

Немногие знают, что шоколадные конфеты «Мишка косолапый» — своеобразный советский кондитерский символ — родом не из СССР, а из царской России. Его история началась в мастерских «Товарищества паровой фабрики шоколада, конфет и чайных печений «Эйнемъ»», причем сама история создания конфеты давно обросла многочисленными легендами.

Примерно в 80-е годы XIX века на пробу Юлиусу Гейсу, руководителю «Товарищества «Эйнемъ»», принесли конфету: толстый слой миндального пралине был заключен между двумя вафельными пластинами и глазированным шоколадом. Находка кондитеров фабриканту пришлась по вкусу, тотчас появилось и название — «Мишка косолапый». По легенде, в кабинете Гейса висела репродукция картины Ивана Шишкина и Константина Савицкого «Утро в сосновом лесу», вследствие чего сначала было придумано название, а позднее и оформление нового лакомства.


«Утро в сосновом лесу». И. Шишкин, К. Савицкий, 1889 год

Но когда же родился знаменитый фантик? В фонде ЦУНБ имени Н. А. Некрасова находится наиболее полный альбом дореволюционных и советских работ художника Мануила Андреева — автора сладкого символа. В альбоме указана точная дата появления обертки «Мишки косолапого» — 1913 год. Если следовать этой записи, в 2013 году был 100-летний юбилей фантика легендарной конфеты.

В начале 90-х «Мишку косолапого» выпускали даже в США


На обертке художник поместил сюжет картины «Утро в сосновом лесу» в обрамлении зеленых еловых веток и нарисовал Вифлеемские звезды, так как в те годы конфеты были самым дорогим и желанным подарком именно на рождественские праздники. Кстати, утверждал макет обертки уже сын Юлиуса Гейса, Владимир, который с 1907 года после смерти отца возглавил правление «Товарищества «Эйнемъ»».

После 1917 года рисунки и шрифты для этикеток и упаковок заимствовались со старых, «дореволюционных» образцов. Прежними оставались и наименования многих товаров. К тому же с победой Великой социалистической революции все стало всеобщим достоянием, в том числе и рецептуры конфет. Поэтому когда с конца 1920-х годов начали выходить всесоюзные сборники рецептур, каждая советская фабрика могла повторить шедевр другого производителя.


Обертки конфеты «Мишка косолапый»

После Великой Отечественной войны ученик Мануила Андреева Леонид Челноков восстановил произведение своего учителя. Будучи главным художником фабрики «Красный Октябрь» (бывшей «Эйнемъ»), он в 1958 году нарисовал фантик стограммовой конфеты «Мишка косолапый» для Всемирной выставки в Брюсселе, на которой «Красный Октябрь» получил Высшую награду. С этого времени «Мишку» стали выпускать многие кондитерские фабрики СССР, более 20 из которых печатали свою вариацию обертки, видоизменяя шишкинский сюжет. Пользуясь тем, что «Мишка косолапый» не был запатентован, в начале 90-х годов его стали выпускать даже в США. Во второй половине 90-х годов приоритет в использовании товарного знака «Конфеты «Мишки косолапый»» «Роспатентом» был закреплен за ОАО «Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь»».

«Ну-ка, отними!»

Популярная в советское время конфета «Ну-ка, отними!» тоже была выпущена более ста лет назад на фабрике «Эйнемъ» благодаря все тому же Мануилу Андрееву. На фантике художник изобразил свирепого вида мальчугана с битой в одной руке и надкусанной плиткой шоколада «Эйнемъ» в другой. Не вызывало сомнений, что мальчик готов на все, чтобы доесть лакомство.


Шоколад «Ну-ка, отними!». Товарищество «Эйнемъ», начало XX века

Конфета зажила самостоятельной жизнью на многих рекламных вкладышах, открытках и объявлениях фабрики «Эйнемъ», став ее визитной карточкой. После революции Мануил Андреев вновь вернулся к образу мальчугана с битой, правда, надпись «Эйнемъ» и «Ъ» с обертки лакомства исчезли. Но в таком виде конфета просуществовала недолго, так как счастливый советский малыш не мог иметь такой свирепый вид, да, к тому же, штаны в заплатах. Поэтому на последующих вариантах этикетки фабрик Наркомпищепрома СССР, а с 1946 года — Министерства пищевой промышленности — мальчик счастливо улыбался.


Обертки конфеты «Ну-ка, отними!»

В 1952 году художник Леонид Челноков, творчески переработав и сохранив фон обертки, нарисовал девочку в синем в горошину платье с конфетой в руке, дразнящей белую собачку. Впоследствии оба персонажа этикетки видоизменились до неузнаваемости, а на некоторых фабриках СССР вообще исчезли, уступив место всевозможным зверюшкам и сказочным героям. Но, несмотря на это, в памяти всех советских мальчишек и девчонок сохранился «челноковский» образ любимого лакомства.

Советский бренд конфет «Ну-ка, отними!» получил новую жизнь


В современной России бренд конфет «Ну-ка, отними!» получил новую жизнь. Только теперь на фантике вместо девочки и собачки помещен супермен с цветами российского флага на груди, а в обрамлении георгиевской ленточки красуется новое название «Крым. А ну-ка, отбери!"


Реклама новой конфеты «Ну-ка, отними!»

«Птичье молоко»

Вкусная история «Птичьего молока» началась в 1936 году. Ян Ведель, владелец польской кондитерской фабрики «Е. Wedel», разработал рецепт удивительных конфет, не похожих ни на один кондитерский продукт, производимый до этого. Эти конфеты готовились по рецепту зефира, только без добавления яиц: сахар, желатин, декстроза и ароматизаторы взбивались до состояния «губки». После чего из сладкой массы формировали конфеты и глазировали их шоколадом. Современники дали десерту однозначную оценку: «Он — божественный!» И Ян Ведель, выслушав эти искренние восторги, назвал свое кулинарное творение «Ptasie Mleczko» («Птичье молоко»). Кондитер рассудил просто: «Что еще может желать человек, у которого есть все? Действительно, только птичье молоко».


Коробка конфет «Ptasie Mleczko»

Вкусная история «Птичьего молока» началась в 1936 году


В 1967 году министр пищевой промышленности СССР во время рабочего визита в Чехословакию попробовал это оригинальное лакомство. Вернувшись на родину, чиновник собрал кондитеров крупных предприятий на фабрике «Рот-Фронт», продемонстрировал коробку привезенного «Ptasie Mleczko» и дал им задание изобрести что-то похожее на этот заграничный десерт. Лучшей, по мнению советских граждан, оказалась разработка специалистов фабрики «Приморский кондитер» из Владивостока под руководством Анны Чулковой. Она лично дорабатывала рецепт и экспериментировала с ингредиентами. По ее же инициативе ручной способ резки был механизирован, благодаря чему объемы производства выросли вдвое. За разработку уникальной рецептуры Анна Чулкова даже была награждена орденом Ленина.


Конфеты «Птичье молоко»

Спустя некоторое время после приезда министра из заграницы, в СССР началось массовое производство конфет «Птичье молоко». Советское «молоко» было вкусным — это знали все, а вот какие конфеты были самыми-самыми — вопрос очень субъективный: кто-то доставал именно владивостокскую «птичку», а кто-то искал только московскую. В Союзе «Птичье молоко» производилось в промышленных масштабах на фабриках от Владивостока до Прибалтики, но все равно оставалось в дефиците.

Конфеты «Белочка»

Эту конфету можно назвать символом эпохи ушедшего в историю ХХ века. Ни один праздничный стол, ни один новогодний подарок не обходился без конфет «Белочка». Фантики из плотной бумаги, на темно-зеленом фоне — шустрая белка, а внутри — конфета невероятной вкуснотищи. С орешками.

Первая «Белочка» появилась в начале 40-х годов XX века


Первая «Белочка» появилась в начале 40-х годов прошлого века и производилась «Кондитерской фабрикой имени Н. К. Крупской», которая входила в состав Ленинградского производственного объединения кондитерской промышленности. В советское время объем производства этих популярных конфет достигал тысяч тонн в год. Позже, в 1998 году, был зарегистрирован товарный знак «Белочка». Сегодня права на серию товарных знаков «Белочка» принадлежат компании «Оркла Брэндс Россия».


Современная обертка конфет «Белочка» фабрики имени Н. К. Крупской

Бренды, созданные в Советском Союзе, феноменальны. Они смогли пережить свою страну и остаться такими же популярными и востребованными. Почему? Потому что все еще живет стереотип: «советское — значит качественное», и в магазинах мы ищем продукты со знакомыми названиями, с «тем самым вкусом», знакомым с детства.