Меню
Бесплатно
Главная  /  Крупы  /  Поминальный стол на 40 дней меню. Меню русского поминального стола, его традиции и особенности

Поминальный стол на 40 дней меню. Меню русского поминального стола, его традиции и особенности

Поминки – один из самых древних обычаев нашего народа. Первые поминки начали отмечать древние славяне. Тогда они назывались тризной. Справляли их преимущественно по вождям и уважаемым воинам. В тризну входило застолье и военные состязания, проводимые в честь умершего или погибшего мужа. С приходом христианства на Русь смысл поминок изменился – больше внимания начало уделяться душе покойного, находящейся в этот период в «подвешенном» состоянии.

Фото 40 дней после смерти

Поминки по душе

Поминки 9 дней очень важны. В большинстве мировых религий в этот день душа покидает место обитания своего тела и отправляется в «путешествие» по тонким мирам. На «девять» дней в доме покойного собираются родственники и самые близкие друзья покойного. Говорят о нем только хорошее и условно «отпускают» его душу.

Фото сороковины

На стол подаются обязательные кутья, блины и кисель, а также блюда, характерные для местности, в которой проживал усопший.

Сороковины – это критический срок для души. Именно в этот день определяется, куда она попадет – в Рай или Ад. Поэтому родственники собираются на поминки 40 дней после смерти, чтобы поддержать душу усопшего. Чем больше хорошего будет сказано про покойника, тем выше его шансы найти приют среди светлых ангелов и обрести вечный покой.

На поминки 40 дней собираются на только родственники. В доме ждут друзей покойного, приятных ему коллег, сослуживцев, учеников и наставников. По сохранившейся с языческих времен традиции, поминки 40 дней сопровождаются застольем.

Фото поминки 40 дней

Принцип подбора блюд для меню на поминки 40 дней следующий:

  • Обязательные блюда: кутья пшеничная или рисовая, блины без начинки, подаваемые с медом и кисель. Каждое из этих блюд уже многие столетия сопровождает тризну. Каждое из них имеет сакральное значение, помогая присутствующим оценить бренность бытия.
  • По традиции на 40 дней после смерти пекут пироги. С рисом и грибами, потрохами с луком и мясом, с ягодами и творогом.
  • Мясные блюда, если сороковины не припали на пост.
  • Рыбные блюда, которые более лояльно рассматриваются церковной кулинарией.
  • Супы, бульоны – особенно в холодное время года.
  • Маринованные овощи и салаты, большинство из которых имеют постные интерпретации, поэтому считаются универсальными яствами на любом поминальном событии.
  • Многие хозяйки готовят любимое блюдо покойного. Например, холодец или куриное фрикасе.
  • Сладкие ватрушки, коржики, пирожки, печенья, конфеты. Именно эти продукты будут розданы людям, собравшимся на сороковины, или отвезены в ближайший приют.
  • За столом на 40 дней после смерти стихи, речи произносятся. Но, они должны быть как можно менее пафосными и как можно более душевными.

    Год после смерти

    Год после смерти – заключительное событие по поминовению покойного. На него собираются преимущественно родственники и самые близкие друзья. Меню поминок на годовщину смерти аналогично тому, что подается на 9-ть и 40-к дней.

    Фото с поминок год после смерти

    Во время отмечания поминок на год после смерти люди вспоминают то хорошее, чем обладал покойный, перечисляют его достижения и успехи. Поминки год после смерти сопровождаются заупокойной молитвой и совместным походом на кладбище ближайших родственников усопшего.

    Поминки на полгода отмечаются очень редко, потому что этот срок не имеет никакого сакрального значения. Но, при особом желании или сложившихся обстоятельствах – отъезд за границу, грядущая свадьба, крестины, некоторые родственники могут отметить поминки через полгода после смерти.
    Девять дней, сорок дней, поминки 1 год – веховые события для души покойного и его родственников в деле увековечивания его памяти. Именно поэтому их принято отмечать поминальной молитвой, застольем и добрыми делами, совершенными во имя памяти покойника.

    – это не застолье и не простой обед. Это ритуал прощания с душой родственника (или друга). Вопрос, что приготовить на поминки, нередко задают молодые хозяйки, впервые столкнувшиеся с необходимостью готовить блюда для поминальной трапезы.

    Обилие дорогих яств на поминках неуместно. Но есть блюда, которые обязательны на поминальных обедах.

    Кутья – блюдо, о котором стоит знать больше

    Без кутьи – сладкой зерновой каши – не обходятся ни деревенские поминки, ни городские поминальные трапезы. Духовный смысл этого блюда интересен и важен: зерно символизирует бессмертие души, изюм и мёд «напоминают» о вечной сладости, которую даёт духовность.

    Вопрос, как приготовить кутью на поминки, актуален для тех, кто готовится провести «проводы» на сороковой день после смерти родственника. Рецепт этого блюда часто спрашивают и те, кому поручено организовать трапезу через год после скорбного события.

    Напомним, что кутью можно готовить только из цельных зёрен пшеницы или риса. Этого ингредиента вам понадобится пятьсот грамм. Кроме пшеницы (риса) вам нужно подготовить такие продукты:

    • Изюм (сто пятьдесят – двести грамм).
    • Восемьдесят грамм мёда.
    • Измельчённые ядра ореха (грамм тридцать).
    • Также вам понадобится литр воды.

    Нюансы приготовления кутьи

    Чтобы кутья была рассыпчатой, рис (или пшеница) перед варкой замачивается в воде на пять–семь часов. Потом рис нужно ставить на средний огонь и варить, пока зёрна не станут мягкими. За несколько минут до готовности добавьте в кашу мёд, разбавленный водой, изюм (хорошо помытый), орехи. Готовое блюдо нужно понести на панихиду (в ближайший храм), чтобы священник освятил кутью. Напомним, что поминальная трапеза начинается с этого блюда. Каждому приглашённому человеку стоит съесть немного кутьи, а потом переходить к другим блюдам – супу, бутербродам.

    Что приготовить на поминки 40 дней

    Сороковины – непростая дата, а можно сказать, решающая. Ведь именно на сороковой день душа усопшего узнает, какое будущее уготовано ей Высшими Силами: присоединится ли она к Господним Ангелам или погрузится в хаос и тьму. Родственники и друзья усопшего, собираясь за поминальным столом, молятся о душе покойного, вспоминают его благородные поступки. Хорошо, если поминающих людей будет много, и молитвы этих людей будут искренними.

    Самые популярные блюда для поминальной трапезы


    Главное предназначение поминальной трапезы – подкрепить гостей, объединить их в горе. Поэтому постные блюда должны быть по возможности простыми, но сытными.

    Что приготовить на поминки 1 год

    Если вы готовитесь к поминкам, приуроченным к годовщине со дня смерти родственника, помните, что эта трапеза – только для самых близких людей почившего. Лишних кулинарных трудностей сами себе не создавайте. Кроме кутьи (она «царица» любой поминальной трапезы), можно приготовить такие блюда:

    Стандартные блюда на годовщину смерти близкого человека

    • Борщ.
    • Картофельное пюре или тушёный картофель с грибами.
    • Жареное рыбное филе.
    • Блины.
    • Кисель.
    • Куриные котлеты.

    Зная предпочтения покойного, можете приготовить блюдо, которое он любил особенно сильно (жаркое, пирожки, салат).

    После похорон члены семьи умершего обычно собирают близких родственников, знакомых, сослуживцев, друзей покойного на поминки, на которые старались без приглашения не приходить, т. к. по природной народной деликатности учитывали, что семья могла быть стеснена в средствах из-за внезапных материальных расходов, а также решения семьи собрать только узкий круг людей.
    В некоторых районах не было принято приглашать на поминки, и на них мог прийти каждый, близко знавший усопшего по жизни, совместной работе. Такой приход означал проявление уважения к покойному и его семье. Духовенство на поминки приглашалось формально, фактически стараясь в них не участвовать.
    Придя в дом с кладбища, обязательно мыли руки, вытирали полотенцем. "Очищались" также прикосновением рук к печи, хлебу, раньше даже специально топили баню и мылись в ней, переодевали одежду. Существовал обычай для тех, кто целовал покойного в губы - должен был потереться губами об определенные точки печи (у душника). Этот обычай у славян очевидно связан с представлениями об очистительной силе огня и направлен на то, чтобы оградить себя от покойного.
    За то время, пока умершего доставляли на кладбище и хоронили в доме завершались приготовления к трапезе. Старались уборку в доме сделать до того, как умершего опустят в могилу, хотя по времени это было трудно подгадать. Расставляли мебель, мыли полы, весь накопившийся за три дня мусор сметали по направлению от большого угла к порогу, собирали и сжигали. Полы требовалось мыть тщательно, особенно угол, ручки, порог. После уборки комнату окуривали дымом ладана или можжевельника.

    Поминальная трапеза в православной традиции трактуется как продолжение богослужения путем вкушения пищи, поэтому в ритуале поминок придерживаются определенных правил и традиций.
    Поминки - это своего рода христианская милостыня для собравшихся, как трактуется в Священном Писании. Поминальные тризны существовали и в древнейшие времена, когда язычники вкушали пищу на могилах умерших соплеменников. Эта традиция вошла в христианские обряды, и древнехристианские поминальные трапезы преобразовались в более поздние времена в современные поминки.
    Поминальные обеды устраивают по обычаю троекратно, что якобы совпадает с троекратным изменением тела покойного (на третий день изменяется образ, на девятый - распадается тело, на сороковой - истлевает сердце). Троекратное поминовение совпадает также с верованиями о путешествии души на тот свет.
    Поминают усопшего и в другие дни (полгода, год, день рождения, день Ангела усопшего). Существуют и так называемые календарные поминки, связанные с определенными праздниками, сопровождающими хозяйственно-бытовой уклад крестьян, и вошедшие в церковную обрядность.

    Стремясь похоронить умершего по народным обрядам и в соответствии с церковными правилами, родные и близкие покойного часто формально следуют выполнению обрядовых действий, не вдаваясь в их значение.
    По церковному установление символики поминовения усопших в третий день после смерти заключается в том, что скончавшийся был крещен во имя Отца, Сына и Святого Духа, верил в Триединого Бога - Троицу Единосущую и Нераздельную. Живые в своих молитвах умоляют Святую Троицу простить усопшему его прегрешения, содеянные словом, делом и помышлением, и зачесть ему три добродетели: веру, надежду и любовь.
    Имеет значение для православных и то неизвестное, что касается загробного состояния души. Когда святой Макарий Александрийский, как написано в Священном Писании, просил Ангела, сопровождающего его в пустыне, объяснить значение церковного поминовения в третий день, то Ангел ответил, что в продолжении двух дней душе, с находящимися при ней ангелами, позволяется ходить по земле, где она хочет, поэтому любящая душа скитается около дома, в котором находится тело, как птица, ищущая себе гнездо. Добродетельная душа ходит там, где творила правду. В третий же день, в подражание Христу, душа возносится на небеса для поклонения Богу.

    На пути к престолу Божию душа проходит испытания духов по своим земным делам. Испытания эти называются "мытарствами" и начинаются обычно в третий день по смерти. Все пространство (по христианской мифологии) представляет собой несколько судилищ, где приходящая душа обличается бесами в грехах. Каждое судилище (мытарство) соответствует определенному греху, злые духи называются мытарями. Всего указано двадцать мытарств, соответствующих определенной группе грехов в зависимости от степени тяжести (например, грех словом, лжи, осуждения и клеветы, чревоугодия, лени, воровства, сребролюбия, скупости, лихоимства, неправды, зависти, гордыни и тщеславия, ярости и гнева, убийства, волхования, блуда, прелюбодеяния, содомские и др.), т. е. перечислены основные человеческие пороки.
    На 9-й день близкие молятся об усопшем, чтобы душа его удостоилась быть чести причисленной к лику святых и получила награду райского блаженства.
    Святой Макарий Александрийский по откровению от Ангела говорит, что после поклонения Богу в третий день, душе повелевается показать различные обители святых и красоту рая. Все это душа смотрит шесть дней, любуясь красотой и забывая свою скорбь, которую имела, будучи в теле.
    Если же она виновата в грехах, то начинает скорбеть и укорять себя, что провела жизнь беспечно и не послужила Богу как должно. После рассмотрения рая душа (на девятый день своего разлучения с телом) возносится на поклонение Богу.
    Число сорок - знаменательное, часто встречается в Священном Писании. По свидетельству того же святого Макария, после второго поклонения Господь повелевает показать душе ад со всеми его муками, и тридцать дней душа, водимая по мукам ада, трепещет, чтобы ей не была уготована такая участь.
    В сороковой день оканчиваются мытарства, и душа в третий раз возносится на поклонение Богу, который совершает над ней суд и определяет место в ожидании Страшного Суда по её земным делам и по благодати молитв Церкви и близких в течение этих сорока дней.
    Суд сорокового дня - суд частный для определения положения души, которое согласно учению Православной Церкви может измениться по молитвам родных и близких, совершению ими милостыни и добрых дел в память об усопшем.
    На поминальные трапезы собирали в первую очередь родственников, ближайших друзей, а раньше также - обязательно убогих и нищих. Особо приглашали тех, кто обмывал и обряжал покойного. Всем родственникам умершего после трапезы полагалось сходить в баню помыться.
    Наиболее важным считался сороковой день. Считалось, что после сорочин душа уходит далеко-далеко, и поэтому к этому сроку торопились все сделать. Заказывали поминальную литургию (панихиду или сорокоуст в церкви), отдавали что-нибудь на помин души и церковному притчу. За отпевание до сорокового дня всегда платили деньги.
    Поминки девятого, сорокового и других дней смерти состояли обычно из посещения родственниками умершего кладбища и поминальной домашней трапезы для приглашенных.


    В настоящее время поминки иногда более напоминают языческие тризны, которые устраивали древние славяне, верившие, что чем богаче и пышнее проводы умершего, тем лучше он будет жить в ином мире. Определенную роль в этом играют и элементы тщеславия, престижа, финансового состояния родственников покойного, а также незнание церковного устава в этом вопросе.
    Соблюдение норм в православной поминальной трапезе требует, чтобы перед началом ее кто-нибудь из близких читал 17 кафизму из Псалтири перед зажженной лампадкой или свечой. Непосредственно перед едой читают "Отче наш...".
    К поминальному столу было принято подавать ритуальные кушанья: канун (сыта), кутью (коливо), блины, кисель. Кроме этих обязательных блюд обычно подают холодные рыбные закуски, сельдь, шпроты, рыбные кушанья, рыбные пироги, что имеет определенную связь с христианской символикой.
    В скоромные дни разрешались мясные блюда: жаркое, мясная тушенка, пироги "кулебяка", борщ, каша, лапша с птицей. Горячая пища считалась обязательной, т. к. верили, что душа покойного отлетает вместе с паром.

    В настоящее время меню поминального стола тоже состоит из определенного набора блюд в зависимости от того, на какие дни приходятся поминки (постные или скоромные).
    В качестве закусок подают салаты из свеклы с чесноком, редиса, огурцов, помидоров, брынзы с помидорами, свежей и квашеной капусты; икру из яблок, овощей (моркови, кабачков, баклажанов), винегрет, винегрет с сельдью и др. Из горячих блюд, помимо названных, подают котлеты, баранину тушеную, птицу запеченную или жареную в растительном масле, утку с квашенной капустой, баклажаны жареные, перец фаршированный, картофель отварной, голубцы, фаршированные овощами. Из постного дрожжевого теста делали пирожки с картофелем, ягодами, яблоками, сухофруктами, курагой, грибами, капустой, рыбой, крупой, рисом и т. п. Обязательными были поминальные блины. На стол ставили пряники, коврижки, оладьи, конфеты. Торты и пирожные не рекомендовались. Из напитков - кисель из ягод, лимонный напиток с медом, яблочный, из ревеня, квас из сухарей.
    Старались, чтобы на столе стояло четное количество блюд, смена их не практиковалась, но придерживались определенной последовательности приема.
    Старинным поминальным блюдом, с которого начинали поминальный обед был канун (сыта), которое раньше готовили из бобов с сахаром или наводили с медом крошеный на воде хлеб или пресные коржи, которые поливали сладкой сытой. В старину употреблялась пшеничная или ячменная кутья. Позже поминальную кутью (коливо) делали из вареного риса, облитого разведенным на воде медом, и сладких плодов (изюма). По традиции с кутьи, а ее съедали три ложки, начинался поминальный обед.
    Кутью положено предварительно освящать в храме. Здесь тоже имеется своя символика, в которой зерна служат знаком воскрешения, а мед (изюм) знаменует духовную сладость благ вечной жизни в Царствие Небесном. В кутье как бы заключены представления древних о бессмертии души.

    Православные каноны устанавливают, что на поминальном столе не должно быть спиртного, т. к. главное в поминках не еда, а молитва, явно несовместимая с нетрезвым состоянием, в котором вряд ли допустимо просить у Господа улучшения загробной участи почившего. Недаром народная пословица гласит "Питие есть веселие души", но в такой день вряд ли веселье будет праздничным.
    В реальной жизни редко какие поминки обходятся без спиртных напитков. Это в основном крепкие напитки (водка, коньяк), сухие красные вина. Сладкие и игристые спиртосодержащие напитки обычно исключаются. Присутствие спиртных напитков на поминальном столе отчасти объясняется тем, что они способствуют снятию эмоционального напряжения, стресса, связанного с потерей родных и близких.
    Застольная беседа в основном посвящается поминовению усопшего, воспоминаниям добрым словом о его делах на земле, направлена и на утешение родных.

    Для верующих имело значение и то, на какой день приходились поминки: на скоромный или постный, т. к. соответственно менялся ассортимент блюд согласно требованиям Поста. Если поминки приходились на время Великого Поста, то в будни они не совершались, а по обыкновению переносились на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье. Также поминальные дни, которые приходились на Светлую седьмицу (первую неделю после Пасхи) и на понедельник второй пасхальной седмицы - переносятся на Радоницу (вторник второй недели после Пасхи).
    Перед началом трапезы иногда еду окуривали кадильницей с ладаном.
    Еду подавали в повседневной (не праздничной хрустальной или ярко расписанной фарфоровой) посуде, по возможности, спокойной цветовой гаммы.
    Ели по обыкновению столовыми или десертными ложками, старались не пользоваться ножами и вилками. В некоторых случаях, при наличии в семье столового серебра, родственники умершего пользовались серебряными ложками, что тоже служит свидетельством придавать серебру магические очистительные свойства.
    При каждой смене блюд православные старались прочесть молитву.
    Поминальный стол часто украшали ветками ели, брусники, мирта, черной траурной лентой. Скатерть стелили однотонную, не обязательно белого цвета, чаще приглушенных тонов, которую по краям могли декорировать черной лентой.
    Сервировка стола была обычной, за исключением того, что в столовый прибор не входили острые предметы (нож, вилка), а ложки клали тыльной стороной вверх.
    Существует традиция на поминальный стол для усопшего ставить прибор (на пустую тарелку кладут параллельно нож и вилку), ставят зажженную свечу, часто декорированную в основании черной лентой, а также рюмку (стопку) с водкой, прикрытую куском черного хлеба.
    Традиция оставлять на столе для покойного посуду и еду, также как и занавешивание зеркал, окон, экранов телевизора не имеет никакого отношения к Православию, истоками своими восходит к язычеству, но в реальной жизни имеет широкое бытование. Этот пример, как и многие другие, свидетельствуют о том, что современная похоронно-погребальная обрядность синкретична, т.к. включает в себя разнородные компоненты народной культуры, неотъемлемой частью которой у славянских народов является Православие.
    Народной традицией регламентировался и порядок размещения людей за поминальным столом. Обычно во главе стола сидел хозяин дома, глава семьи, по обе стороны которого располагались родственники в порядке близости родства по старшинству. Для детей, как правило, выделяли отдельное место в конце стола. В некоторых случаях, по желанию близких родственников умершего, их сажали рядом (по обе стороны) с отцом или матерью, если умирал кто-нибудь из родителей. Место, где обычно сидел покойный, оставляли незанятым, спинку стула украшали траурной лентой или веткой ели.


    Сложился и особый порядок поминального обеда, основным содержанием которого было поминовение усопшего через вкушение пищи, перемежающееся у православных чтением молитв, воспоминаниями о добрых земных делах и личных качествах покойного. Первое слово говорил по традиции глава семьи, затем право вести застолье передавалось обычно специальному, уважаемому человеку, которого близкие родственники покойного просили исполнить эту обязанность "томады-ведущего". По традиции близкие родственники старались не говорить прощальных слов, но в реальной ситуации поминального обеда, как правило, им также предоставлялось слово.
    Поминальные слова было принято произносить стоя, а после первого почтить память покойного минутой молчания, также стоя.
    При большом количестве гостей за стол садились в несколько смен.
    Хлеб, пироги было принято разламывать руками, а не резать. Остатки поминального обеда, а особенно выпечку всегда раздавали присутствующим "на вынос" с тем, чтобы те и дома могли еще раз со своими домочадцами помянуть добрым словом умершего, тем более, что не все могли по разным причинам присутствовать на поминках. Крошки хлеба на следующий день носили на могилу, тем самым как бы приобщая покойного к информации о том, как проходили поминки.
    Последним поминальным блюдом обычно был кисель, чай. Православные заканчивали трапезу благодарственной молитвой "Благодарим, Тя, Христе Боже наш..." и "Достойно есть...", а также пожеланием благополучия и выражением сочувствия родным умершего.

    Благодарить за угощение не было принято. Поев, ложку обычно клали на стол, а не на тарелку. Кстати, следует упомянуть, что по обычаю, если во время обеда ложка падала под стол, то ее не рекомендовалось поднимать.
    Вставая из-за стола, часто кланялись в ту сторону, где стоял прибор умершего, обращаясь к "нему" со словами типа "поели, попили, пора и домой, а тебе пусть земля будет пухом", после чего, попрощавшись с родными умершего, расходились по домам. Сидели за столом, как правило, долго, что считалось хорошей приметой, т. к. много чего доброго можно было вспомнить о покойном. В некоторых местах существовала примета, мол кто первый встанет из-за поминального стола - скоро умрет, поэтому старались первыми стол не покидать.
    Существовал также обычай оставлять до сорока дней прибор с рюмкой водки, прикрытой хлебом. Верили, что если жидкость убывает, то значит, что душа пьет. Также на могиле оставляли водку и закуску, хотя это не имеет отношения к православным обрядам.
    После ухода гостей, домашние, если успевали, обычно мылись до захода солнца. Со стола можно было ничего не убирать, но стремились чем-нибудь накрыть все столовые приборы и оставшуюся пищу, кроме предназначенной умершему. На ночь закрывали крепко все двери и окна. В сумерках уже старались не плакать, чтобы "не призвать покойного с кладбища" по народному поверью.
    После похорон близкого человека многие люди, особенно близкие родственники, соблюдали траур.
    Самый глубокий траур - до года - должна была соблюдать вдова. Ранее в это время на ней была только одежда преимущественно черного цвета, украшения полностью отсутствовали. Естественно, в глазах окружающих неприличными считались даже помыслы о повторном браке до истечения срока траура.

    Мужчина-вдовец в большинстве случаев носил траур полгода. Дети должны были соблюдать траур по умершим родителям год, последовательно переходя от черных до более светлых оттенков одежды. Этот траур по умершим отцу или матери по продолжительности делился на глубокий - полгода, обыкновенный - три месяца и полутраур - остальные три месяца, когда к черному цвету одежды примешивался белый и серый. По бабушке и дедушке было принято носить полугодовой траур, который также условно поровну подразделялся на глубокий и полутраур. Такой же срок траура был по умершим сестре и брату.
    Траурная одежда была темная, черного или синего цвета, в которой полностью исключались оттенки красного. Чаще не новая. В настоящее время при отсутствии в гардеробе подходящей одежды, головного убора, покупают черное платье (костюм), головной платок. Раньше во время траура даже не старались особо следить за одеждой, ибо, по народным поверьям, тщательный уход за ней являлся проявлением неуважения к памяти покойного. У женщин в период траура голова должна быть покрыта платком.
    Существовал широко распространенный обычай в этот период не стричь волосы, не делать нарядные пышные прически, а в ряде случаев - даже заплетать косы девушкам. Вообще на Руси внешние знаки траура дольше должны были соблюдать, как правило, женщины, а мужчины черного, темного цвета одежду могли надевать только в дни поминовений, что не подвергалось осуждению в общественном сознании даже деревенских жителей.
    Знаки траура в доме сохранялись продолжительное время в зависимости от уклада жизни. В большинстве случаев - до 40 дней, а также - до года.
    В семьях верующих траур отмечался усиленными молитвами, чтением религиозных книг, воздержанием в пище, времяпрепровождении. Не было принято участвовать в различных увеселениях, праздниках, азартных играх.
    Если на период траура выпадало венчание кого-либо из родственников, то в день свадьбы траурный наряд снимали, но на следующий день надевали снова.
    В публичные и увеселительные места во время глубокого траура не было принято выезжать, даже появление в театре считалось допустимым только после полного снятия траура. Произвольное сокращение траура в обществе с определенным укладом, соблюдением народных традиций тотчас резко бросается в глаза и может вызвать осуждение.
    В современных условиях, как правило, такое продолжительное время траура, как раньше, не соблюдают, особенно в городе. Все это индивидуально и в каждом конкретном случае зависит от целого ряда обстоятельств.
    Нося траур, не следует выказывать безграничное горе, демонстрируя его окружающим. Все следует делать с достоинством, так как смысл траура заключается не только в соблюдении внешних приличий, признаков душевного состояния человека, но и в том, что он - время углубления человека в самого себя, время раздумий о смысле жизни. В конечном итоге от того, как мы чтим память своих родных, так и другие, возможно, будут чтить нашу память, ибо никто не вечен в этом мире.

    Поминальный обед - это всегда больно и грустно. В этот день близкие люди собираются за одним столом, чтобы помолиться за душу умершего человека. Церковью обозначены определенные правила проведения поминок. Как организовать поминальную трапезу? Что готовят на поминки?

    Особенности поминального обеда

    Что готовят на поминки в день похорон? В различных регионах блюда могут отличаться, но неизменной остается кутья. На первое обычно подают борщ либо жидкую лапшу, а на второе - картофельное пюре с мясным гуляшем. Можно еще подать овощной салат, например, со свежей капустой, и сделать мясную нарезку. Также обязательно в поминальное меню входят компот и булочки.

    Теперь разберемся, что готовят на поминки на 9 дней. В этот день необязательно собирать за поминальным столом друзей и родственников. Достаточно будет раздать пышки либо блины с медом, конфеты с печеньем.

    А вот на сороковой день поминальная трапеза обязательна. Что готовят на поминки 40 дней? Опять же нужна кутья, разные закуски, в том числе и отварные яйца, первые и вторые блюда, а также компот с пирожками либо блинами. В центр стола ставится зажженная свеча, а рядом - стакан воды с кусочком хлеба. Что касается алкоголя, то здесь выбор за вами. Традиционно принято подавать красное вино. И главное - поминальный обед всегда начинается с прочтения молитвы за душу усопшего.

    А что готовят на поминки на год? В принципе, отличий между поминальным обедом на сороковой день и год нет. Можно разнообразить поминальное меню соленой сельдью и салатиками. Если поминки приходятся на Пост, то нужно готовить только постные блюда.

    Читайте также:

    А теперь рассмотрим несколько рецептов блюд, которые можно подать к поминальному столу.

    Кутья - обязательное блюдо поминального стола

    Уже говорилось, что любой поминальный обед начинается с кутьи. Как готовить кутью на поминки? В основном ее варят из риса либо пшеничных зерен с добавлением меда, сахарного песка, изюма или мака.

    Состав:

    • 1 ст. пшена;
    • ½ часть лимона;
    • 1 ст. л. меда;
    • ½ часть апельсина;
    • киви;
    • 2 ст. л. изюма;
    • 4-5 шт. орешков грецких;
    • 1 ст. л. сахарного песка.

    Приготовление:


    Первое блюдо - домашняя лапша

    В качестве первого на поминки можно подать домашнюю лапшу с куриным мясом. Для приготовления лапши нам понадобятся яйцо и просеянная мука. Пропорции таковы: на 100 г муки идет одно яйцо. Внимание: основу нужно тщательно вымешать, не ленясь, чтобы тесто было тугим, а затем его необходимо как можно тоньше раскатать.

    Состав:

    • 2 окорочка куриных;
    • 2-3 картофелины;
    • морковь;
    • луковица;
    • яйцо;
    • 100 г просеянной муки;
    • 2 листочка лавра;
    • соль;
    • масло растительное;
    • зелень.

    Приготовление:


    Гуляш - идеальное мясное блюдо к любому гарниру

    Гуляш можно сделать на основе свинины или говядины. По желанию добавьте в блюдо морковь. На гарнир можно подать картошку-пюре.

    Состав:

    • 1 кг мяса;
    • 3 луковицы;
    • 1 ст. соуса томатного;
    • 1 ч. л. соли;
    • 1 ч. л. сахарного песка;
    • ½ ч. л. перчика молотого черного;
    • 3 листочка лавра;
    • смесь специй для мяса;
    • 3-4 чесночных зубчика;
    • масло растительное.

    Приготовление:


    Значение ПОМИНКИ. ПОМИНАЛЬНЫЙ СТОЛ в Словаре Обрядов и таинств

    ПОМИНКИ. ПОМИНАЛЬНЫЙ СТОЛ

    Поминки. Поминальный стол

    После погребения и в дни поминовений обязательно устраивался поминальный стол. Обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Еще у древних иудеев было обыкновение "в утешение об умершем... преломлять для них хлеб".

    В России поминки вдень похорон являются слабым отголоском поминальной тризны. Тризна бывала многодневной и представляла собой сложный комплекс коллективных символических действий, включающих пирование, поминки, поминания, песнопения и семейный совет по различным вопросам наследства или помощи семье умершего.

    Поминовение по усопшим родственникам у русских справляли, как правило, на 3, 9, 20, 40 дни, в годовщину и праздники. Отмечая поминки, крестьяне верили, что в 9, 20, 40 дни после смерти душа прилетает домой, поэтому надо ее ублаготворить. Крестьяне считали, что поминовение облегчает страдание умершей душе.

    На обед приглашались все, кто участвовал в похоронах. Как правило, народу собиралось много, поэтому обед устраивали в 2-3 приема. Поминальный обед начинался с молитвы. Вначале угощали служителей церкви, обмывальников и копальщиков, родных и близких. Стол накрывался до моленья. Считалось, что покойный невидимо присутствует на поминках; для него на время поминального обеда оставляли место за столом, клали ложку (иногда под скатерть), ломоть хлеба и обычно стопку водки, если умирал мужчина. Бывало, оставляли на ночь на столе соль и хлеб и меняли его на свежий в течение сорока дней.

    Непременными кушаниями обеда после похорон бывали кутья, мед и овсяный (клюквенный) кисель, в некоторых районах - рыбный пирог, блины.

    Общеизвестно, что кутья составляет обязательную принадлежность похоронного обряда и поминок. Кутья, как правило, варилась из цельных, нераздробленных зерен - чаще всего пшеницы. (В городах ее заменил рис). Зерно обладает свойством надолго сохранять и вновь воссоздавать жизнь, умножая ее. К кутье обычно примешивались ягоды (черемуха, в городах - изюм). Можно предположить, что кутья знаменует собой постоянство возрождения жизни, невзирая на смерть. Ведь кутью употребляли и на свадьбах, крестинах, родинах.

    Готовили кутью обычно сладкой, с медом или патокой. Говорили "чем слаще кутья, тем жальче покойника".

    Кутью следовало взять ложкой три раза.

    Помимо ржаного, овсяного или клюквенного киселя, обязательной на столе была чаша с медом, разведенным в воде или браге. Полагали, что ими "торили дорогу покойнику".

    Где-то полагались блины, где-то - рыбный пирог. Но, как правило, блины подавались на 9 и 40 день, а в день похорон (обычно это 3-й день после смерти) блины на стол не ставились.

    В некоторых местностях подавали еще муковню - заваренную кипятком муку с молоком или кулеш - кашу с салом.

    На западе Псковщины, кроме кутьи, еще делали камы:

    сваренные в воде "колобочки" из тертой картошки с мукой, салом и луком и поливку - бульон с мясом, заправленный ржаной мукой и луком. Камы готовили и в Смоленской области. На западе обязательным блюдом были клецки.

    Поминальный стол состоял из 7-8 блюд. Еда готовилась в зависимости от того, на какой день приходились похороны (постный или скоромный). На скоромный день подавали жаркое из телятины, холодец, каши на молоке, яичницу. На постный день подавали похлебку из сухих грибов с постным маслом, соленые грибы, каши из проса, кисели. Сладкие пироги, шаньги готовили в любой день.

    Не в обычае было подавать на поминки картофель и чай. Ели ложками (ножами и вилками за поминальным столом не пользовались очень долго), а пирог разламывали руками.

    Сегодня принято считать, что на поминках в день похорон всегда много пили. Неправда это. Много водки, пива, вина и еды выставляли на поминках сорокового дня, годовщинах, специальных родительских субботах, 9-й и 20-й дни отмечали скромно, в узком семейном кругу. Варили кутью из риса или пшеницы с медом, патокою или сахаром, пекли пироги и затем разносили пироги и кутью по всей деревне или соседям, предлагая каждой семье помянуть умершего. Обязательно посещали кладбище и подавали нищим милостыню. Постепенно обычай поминать усопших на 20-й день забылся вовсе.

    Если поминки (3, 9, 40 дни, годовщина) приходятся на время Великого Поста, то в 1-ю, 4-ю и 7-ю неделю Поста на поминки никого не приглашают. За столом должны присутствовать лишь самые-самые близкие. Если поминальные дни приходятся на будни других недель Великого Поста, то они переносятся на ближайшие субботу и воскресенье. Это называется встречным поминовением.

    Умерших поминают той едой, какая положена в день поминок: в среду, пятницу, в дни родительских постов - постной, в мясоед - скоромной.

    Поминальная кутья

    1. 1 стакан риса, 2 стакана воды или молока, 1/2 стакана изюма, 2 ст. ложки сахара, соль по вкусу.

    Рис промойте, сварите рассыпчатую кашу на воде или молоке с сахаром, добавив в середине варки промытый изюм. Уложите на блюдо горкой.

    2. 200 г риса, 100 г кишмиша, 100 г мелкого сахара, 50 г грецких орехов, 100 г мармелада.

    Рис промойте и отварите в воде до мягкости, вместе с кишмишом, обдайте холодной водой, дайте стечь воде. Затем переложите на блюдо, облейте сахаром, разваренным в горячей воде, смешайте с грецкими орехами и уберите мармеладом.

    3. Кутья (крещенская) готовится так же, как предыдущая, но из пшеницы вместо риса и меда вместо сахара. Овсяный кисель с медом 2 стакана истолченной овсяной крупы, 4 стакана воды, 2 чайн. ложки сахара, 1/2 чайн. ложки соли, мед и масло по вкусу.

    Овсяную крупу истолките в ступке, залейте теплой водой и оставьте в теплом месте на 1-1,5 суток. Затем размешайте, процедите и отожмите. В полученную жидкость добавьте сахар, соль и варите, помешивая, пока не загустеет. Если нужен кисель более жидкий, то его можно разбавить 1 стаканом горячей воды или молока. Горячий кисель разлейте в формы и охладите. Подавайте с маслом и медом. Этот кисель можно варить из овсяных хлопьев " Геркулес".

    Несколько советов: при варке киселя разведенный водой крахмал вливайте сразу, а не частями, и быстро размешивайте. Лейте крахмал ближе к стенкам кастрюли, а не в середину.

    Лимонная кислота улучшит не только вкус киселя, но и его окраску.

    Если в горячий кисель добавить ванилин, немного цедры лимона, апельсина или гвоздику, корицу, он будет ароматнее.

    Обряды и таинства. 2012

    Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПОМИНКИ. ПОМИНАЛЬНЫЙ СТОЛ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

    • СТОЛ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
      Если Вы видите во сне накрытый к обеду стол - значит, скоро Вас ждут приятные знакомства и благоприятные обстоятельства.Если Вы …
    • СТОЛ в Однотомном большом юридическом словаре:
      1) в древней Руси княжий престол; 2) низшая структурная часть центральных и местных учреждений дореволюционной России; 3) учреждение, занимающееся каким-либо …
    • СТОЛ в Большом юридическом словаре:
      - 1> в Древней Руси княжий престол; 2> низшая структурная часть центральных и местных учреждений дореволюционной России; 3> учреждение, занимающееся …
    • СТОЛ в Словаре экономических терминов:
      - 1) в Древней Руси - княжий престол; 2) в дореволюционной России - низшая структурная часть государственных центральных и местных …
    • СТОЛ
    • ПОМИНКИ в Большом энциклопедическом словаре:
    • ПОМИНКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      обычай устраивать угощение, сопровождая его различными обрядами, в память об умершем, после его похорон и в т. н. поминальные дни; …
    • ПОМИНКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      представляют собой одно из проявлений древнего культа мертвых и состоят в особом торжественном столовании, имевшем некогда значение жертвоприношения умершему, которое …
    • СТОЛ в Энциклопедическом словаре:
      1, -а, м. 1. Предмет мебели в виде широкой горизонтальной пластины на опорах, ножках. Обеденный, письменный, рабочий, кухонный, садовый с. …
    • ПОМИНКИ в Энциклопедическом словаре:
      , -нок. Обряд угощения после похорон в память умершего. Справить п. по ком-н. или по кому-н. Звать на п. На …
    • ПОМИНАЛЬНЫЙ в Энциклопедическом словаре:
      см. …
    • СТОЛ
      в Др. Руси - княжеский престол. Низшая структурная часть гос. центр. и местных учреждений в дорев. России. Учреждение, занимающееся к.-л. …
    • ПОМИНКИ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ПОМ́ИНКИ, обычай поминовения умерших. Устраиваются после похорон и в установленные традициями дни. В прошлом сопровождались жертвоприношениями, магич. обрядами, общей трапезой, …
    • ПОМИНКИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
      ? представляют собой одно из проявлений древнего культа мертвых и состоят в особом торжественном столовании, имевшем некогда значение жертвоприношения умершему, …
    • СТОЛ
      сто"л, столы", стола", столо"в, столу", стола"м, сто"л, столы", столо"м, стола"ми, столе", …
    • ПОМИНКИ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
      поми"нки, поми"нок, поми"нкам, поми"нки, поми"нками, …
    • ПОМИНАЛЬНЫЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
      помина"льный, помина"льная, помина"льное, помина"льные, помина"льного, помина"льной, помина"льного, помина"льных, помина"льному, помина"льной, помина"льному, помина"льным, помина"льный, помина"льную, помина"льное, помина"льные, помина"льного, помина"льную, помина"льное, помина"льных, …
    • ПОМИНКИ в Весёлом этимологическом словаре:
      1) ежедневник; 2) ботинки сапера; 3) женщины-минёры; 4) массаж; 5) саперные работы; 6) …
    • СТОЛ
      Накрыт …
    • СТОЛ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
      Ломберная …
    • СТОЛ в Тезаурусе русской деловой лексики:
      Syn: см. …
    • СТОЛ в Тезаурусе русского языка:
      Syn: см. …
    • СТОЛ в Словаре синонимов Абрамова:
      см. питание, пища || жить на готовом столе, сидеть за …
    • СТОЛ
      бильярд, бюро, верстак, вибростол, вибростолик, дастархан, еда, жертвенник, жратва, кассореал, княжение, конторка, кормежка, кульман, мебель, питание, пища, плангерд, планшайба, престол, …
    • ПОМИНКИ в словаре Синонимов русского языка:
      новемдиалин, обряд, паренталии, …
    • СТОЛ
      1. м. 1) Предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на одной или нескольких ножках (иногда с ящиками, тумбочками), на …
    • ПОМИНКИ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
      мн. Обрядовый обед в память …
    • ПОМИНАЛЬНЫЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
      прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: поминовение, поминание, поминки, связанный с ними. 2) Свойственный поминовению, поминанию, поминкам, характерный для …
    • ПОМИНКИ в Словаре русского языка Лопатина:
      пом`инки, …
    • ПОМИНАЛЬНЫЙ в Словаре русского языка Лопатина.
    • СТОЛ
      стол, …
    • ПОМИНКИ в Полном орфографическом словаре русского языка:
      поминки, …
    • ПОМИНАЛЬНЫЙ в Полном орфографическом словаре русского языка.
    • СТОЛ в Орфографическом словаре:
      стол, …
    • ПОМИНКИ в Орфографическом словаре:
      пом`инки, …
    • ПОМИНАЛЬНЫЙ в Орфографическом словаре.
    • СТОЛ
      2 В Древней Руси: престол, княжение Киевский с. стол 1 предмет мебели в виде широкой горизонтальной пластины на опорах, ножках …
    • ПОМИНКИ в Словаре русского языка Ожегова:
      угощение после похорон в память умершего Справить п. по ком-н. Звать на п. На …
    • ПОМИНАЛЬНЫЙ в Словаре русского языка Ожегова:
      <= …
    • СТОЛ в Словаре Даля:
      муж. (стлать?) утварь домашняя, для поклажи, постановки чего. В столе отличают: столешницу, верхнюю доску, и подстолье, а в этом: обвязку …
    • СТОЛ
      1) в Др. Руси княжеский престол.2) Низшая структурная часть государственных центральных и местных учреждений дореволюционной России.3) Учреждение, занимающееся каким-либо узким …
    • ПОМИНКИ в Современном толковом словаре, БСЭ:
      обычай устраивать угощение после похорон, сопровождая его различными обрядами в честь …
    • СТОЛ
      стола, м. 1. Предмет домашней мебели, представляющий собою широкую поверхность из досок (деревянных, мраморных и др.), укрепленных на одной или …
    • ПОМИНКИ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
      поминок, ед. нет. 1. Обрядовый обед в память умершего (релин.). Справлять поминки. На погосте поминок не правила. Мей. 2. перен. …